Новизна, подобная самоубийству. О романе С. Лебедева «Люди августа»
При появлении шортлиста «Русского Букера» в 2015 году многие критики отмечали: кажется, диктат исторического романа преодолен. «Исторических романов в нынешнем списке нет, если не считать книгу Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Я болею за роман о современности. Считаю, что современность достойна того, чтобы наконец воплотиться в лучшем романе года», — прокомментировала тогда В. Пустовая [Коробкова]. Однако говорить об этом вне рамок кажимости — как о факте или хотя бы укрепившейся тенденции — не приходится. Историческое в современном русском романе продолжает волновать как писателей, так и осмысливающих написанное — критиков и литературоведов. Шортлист 2016 года, видимо, призывает не только актуализировать эту полемику, но и собраться с силами и поставить в ней точку — концентрация исторического, в самых разных его формах и аспектах, такова, что о другом говорить просто не получится. И в этом контексте наиболее интересным может оказаться не самый обсуждаемый роман С. Лебедева «Люди августа».
Интересна эта книга в первую очередь тем, что аккумулирует в себе самые разнообразные подступы к работе с материалом истории. На сюжетном уровне об этом рассказывает аннотация: «1991 год. Август. На Лубянке свален бронзовый истукан, и многим кажется, что здесь и сейчас рождается новая страна.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2017