№6, 1972/Зарубежная литература и искусство

Немецкие писатели перед выбором

Friedrich Albrecht, Deutsche Schriftsteller in der Entscheidung, Aufbau-Verlag, Berlin 1971, 476 S.

Книга Ф. Альбрехта «Немецкие писатели перед выбором» отличается тем качеством, что, казалось бы, известные факты истории литературы, как будто бы понятная логика литературного развития приобретают здесь новую сложность и глубину. Автор нигде не пытается «нейтрализовать» значение важных, частично малоизвестных документов, которые нанимают – в качестве приложения – более двухсот страниц его книги. Документы не позволяют обойтись общими фразами там, где надо раскрыть существовавшее на самом деле противоречие; они не дают выпрямить и «скруглить» путь писателя; не допускают упрощенной «по желанию» картины взаимодействия литературы и политики. «Развитие шло противоречиво…», «процесс протекал сложно…» – то и дело повторяет Ф. Альбрехт.

Книга Ф. Альбрехта имеет подзаголовок «Пути к рабочему классу. 1918 – 1933″. Эта главная тема – в центре внимания исследователя.

На примере четырех писательских судеб – Бехера, Вайнерта, Брауде и Зегерс (каждому из них посвящен отдельный очерк) – Ф. Альбрехт показывает, насколько нетиповым», вызванным каждый раз собственными причинами было их сближение с борющимся пролетариатом. В то же время в судьбе каждого преломились какие-то общие закономерности становления социалистической литературы; Так, творчество и деятельность Брауде, вступившего в литературу в середине 20-х годов, – это пример эволюции молодого пролетарского писателя у протекавшей во многом уже без тех колебаний и трудностей, которые пришлись на долю его старших коллег. В главе о Зегерс особо подчеркнут ее Интерес к психологии рабочего человека; эта проблема остро стояла перед всей немецкой революционной литературой в конце 20-х годов – «психология» долгое время рассматривалась как атрибут «буржуазности»!

Чрезвычайно показателен Путь Бехера, прошедшего через все те сложности в отношении интеллигента к революции, которые были свойственны большинству левых писателей этого поколения, Ф. Альбрехт не боится показать читателю трудности этою пути. Примечательно, например, что, в отличие от большинства исследователей, он подчеркивает значение для первых постэкспрессионистских исканий Бехера (1919 – 1920) не только творчества Гёльдерлина, но и некоторых идей Ницше и Стефана Георге. Без всяких умолчаний характеризуется сектантская позиция Бехера 20-х годов, проявившаяся, в частности, в его отношении к пролетарским писателям. Рост Бехера, протекавший, как ясно читателю книги, в преодолении многих противоречий, выглядит при таком необлегченном взгляде на вещи еще более впечатляющим.

Однако, сосредоточив свое внимание на проблеме «Пути к рабочему классу», Ф. Альбрехт отнюдь не ограничивается ею. Чтобы с должной точностью раскрыть свою тему, автор считает нужным расширить границы своего труда. Главам о становлении политического мировоззрения четырех немецких писателей в книге предшествуют два обширных и чрезвычайно содержательных раздела: «Отношение писателей к политике в начале XX века» в «Отношение к рабочему классу в годы Ноябрьской революции и послевоенного революционного кризиса». Эти разделы, содержащие разбор отношения к политике всех ведущих немецких писателей, открывают новые нюансы развития литературы этого периода в целом.

Культура и политика… Эта проблема, с чрезвычайной настойчивостью вставшая перед художником в XX веке, ощущалась в некоторых странах с особой остротой. В числе этих стран была, как известно, Россия, была и Германия.

Ф. Альбрехт с обычной для него доказательностью говорит о почти полной изоляции немецкой культуры, начиная с 900-х годов и вплоть до начала мировой войны, от политической жизни нации. Изоляция эта была характерна не только для эстетского кружка Стефана Георге и его журнала «Листки об искусстве», но для представителей всех литературных направлений, В значительной степени неприятие «политики» было вызвано отвращением к империалистической Германии. Однако отрицалась и политика вообще. К 900-м годам в литературе, несомненно, потеряли свое значение те демократические идеи, которые питали ее в эпоху 1848 года и позднее, в пору натурализма. «Около 1900 года, – пишет Ф. Альбрехт, – немецкая литература, если взять ее в целом, была в такой мере лишена демократического духа, как никогда раньше». В значительной степени из-за разочарования в перспективах социал-демократического движения, вступившего в это время в Германии в свою оппортунистическую фазу, но и по многим другим причинам, художественная интеллигенция теряет теперь доверие к идее социального прогресса. Новой – весьма широкой – популярностью пользуются в это десятилетие произведения Ницше, утверждавшие самонадеянный индивидуализм. Одновременно в сознании многих значительных; писателей накрепко разделяются понятия «народ» и «общественная жизнь»:

Цитировать

Павлова, Н.С. Немецкие писатели перед выбором / Н.С. Павлова // Вопросы литературы. - 1972 - №6. - C. 111-115
Копировать