№5, 1967/Литературная жизнь

Научная сессия, посвященная Генрику Сенкевичу

В конце 1966 года отмечалось 120-летие со дня рождения и 50-летие со дня смерти Генрика Сенкевича. В ноябре в Варшаве состоялась международная научная сессия, посвященная творчеству Сенкевича и его восприятию за рубежом, организованная Институтом литературных исследований Польской Академии наук. Наряду с польскими учеными в работе сессии приняли участие докладчики из десяти стран – СССР, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Венгрии, ГДР, Румынии (доклад был прислан оргкомитету), Франции, Швеции и США. От Советского Союза в работе сессии участвовали проф. Г. Вервес (Украинская Академия наук) и доцент МГУ Е. Цыбенко, которая сделала доклад о Сенкевиче в России.
Открыл сессию известный польский литературовед, директор Института литературных исследований академик Казимеж Выка. Первый доклад, сделанный лучшим знатоком творчества Сенкевича в Польше – редактором 60-томного собрания его сочинений академиком Ю. Кшижановским, был посвящен мировому значению Сенкевича, чьи произведения переведены на десятки языков мира.
Академик К. Выка в своем докладе «О мастерстве Сенкевича-художника» охарактеризовал существующие в науке определения его знаменитой исторической «Трилогии» как «исторической сказки» (З. Швейковский, К. Выка в 40-е годы), как суммы разных видов романов в границах «приключенческо-героической фабулы» (А. Ставар, С. Сандлер), как «народного романа, связанного с традициями великой эпики» (Ю. Кшижановский). Он предложил свое определение, смысл которого в том, что «Трилогия» Сенкевича, подобно «Пану Тадеушу» Мицкевича, – это «специфический синтез сюжетных форм в их лаконичном выражении». В докладе К. Выки был сделан ряд интересных наблюдений, касающихся психологии творчества писателя. Известный польский ученый, проф. К. Гурский, тонко анализируя словесное мастерство писателя, стремился раскрыть секрет его эстетического обаяния и воздействия на читателя.
«Сенкевич и современная польская историография» – тема доклада польского историка, проф. С. Кучиньского, который подробно охарактеризовал старые и новые польские работы, касающиеся отражения исторической действительности в романах писателя. Об использовании фольклора в «Трилогии» Сенкевича говорила в своем докладе Е. Капелюсь. Она сделала вывод о том, что Сенкевич видел в фольклоре важный элемент национальной культуры и сознательно вводил его в свое творчество не только в качестве орнамента, но как один из важных компонентов художественного произведения. «Античный мир в творчестве Генрика Сенкевича» – так назывался доклад проф. Б. Билиньского, показавшего не только на примере романа Сенкевича «Quo vadis» из жизни древнего Рима времен Нерона, но и на материале всего его творчества, как оно тесно было связано с античной культурой..

Цитировать

Цыбенко, Е. Научная сессия, посвященная Генрику Сенкевичу / Е. Цыбенко // Вопросы литературы. - 1967 - №5. - C. 246-246
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке