Научная подготовка студентов филологов
Главным недостатком преподавания литературы на филологическом факультете нашего Башкирского университета, да и в других вузах, является то, что студентам не прививают навыков самостоятельного анализа литературных произведений и историко-литературного процесса. На протяжении пяти лет студенты-филологи занимаются не столько конкретным применением литературоведческих знаний, сколько пассивным усвоением того, что рассказали им лекторы-преподаватели и что написано в учебниках. Это не только не способствует, но явно мешает развитию исследовательских навыков, приводит к тому, что университеты и пединституты выпускают учителей, не подготовленных к подлинно творческому преподаванию литературы. Между тем советской средней школе нужны не учителя-«копиисты», механические передатчики того, что написано в книгах, а научно, критически мыслящие учителя-исследователи, обладающие широким литературоведческим кругозором, которые развивали бы творческие способности своих учеников и активно влияли бы на развитие их эстетических чувств.
Думается, что студенты-филологи еще на первом и втором курсах должны научиться конспектировать и реферировать научные труды, составлять научные комментарии (например, к фольклорным текстам), научиться раскрывать смысл художественных образов, анализировать композицию и язык произведений. Совершенно необходимо также учить студентов еще на младших курсах, в специальных творческих просеминариях («Литературная рецензия», «Новинки поэзии», «Новинки прозы») писать рецензии на произведения, только что опубликованные в журналах и книгах. Введение в учебный план младших курсов филологического факультета (за счет лекций по некоторым общеобразовательным предметам и по истории литературы) творческих литературно-критических просеминариев будет полезно и для установления связи студентов с литературной современностью. Кроме того, самую разнообразную форму могут иметь и курсовые работы. Сейчас на младших курсах мы ограничиваемся темами, относящимися к далекому прошлому (древняя литература, литература XVIII и XIX вв.). Но работы второкурсников могут быть не только самостоятельными опытами подробного анализа классического стихотворения, рассказа, а и опытами рецензии на современное художественное произведение. Научные практические навыки и способности, проявленные студентами в просеминарских, семинарских и курсовых работах, в настоящее время мало учитываются.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.