На рубеже двух веков
«XVIII век», сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века, «Наука», Л. 1969, 355 стр.
В этом сборнике не случайно помещена статья, посвященная памяти выдающегося советского литературоведа П. Беркова. Он один из создателей истории литературы XVIII века как самостоятельной науки.
В редакционном вступлении сказано: «Одна из важнейших проблем, стоящих перед исследователями русской литературы вообще – не только XVIII века, но XVIII века в особенности, – это проблема этической роли писателя в развитии современного ему общества, а также и в сознании потомства». Выражение «этическая роль писателя» не следует понимать узко. Этическая позиция писателя проявляется как в его общественной, так и собственно литературной деятельности. Этическая позиция писателя определяется не только его манифестами, но и степенью пристальности и философского бесстрашия, о какой он исследует первоосновы современной ему действительности. И в Державине для нас неизмеримо важнее смелость, с которой он искал новых для русской литературы форм, с которой он отстаивал свою эстетическую позицию, чем то обстоятельство, что он хватал за платье Екатерину Великую, не давая ей уйти от неприятного доклада, и кричал на императора Павла.
Державин и Карамзин – явления, казалось бы, столь отличные друг от друга, вместе с тем близки своей острой характерностью для русской литературы рубежа XVIII-XIX веков. В последние годы перед исследователями со всей неизбежностью встал вопрос о кризисе идей Просвещения в 90-х годах XVIII столетия. На 90-е года и приходится почти вся собственно писательская деятельность Карамзина. Расцвет творчества Державина – 80 – 90-е годы. Крупнейшие писатели своего времени, они не могли миновать эту кризисную ситуацию. На судьбе Карамзина вдруг открывшаяся несостоятельность века Просвещения сказалась явно и непосредственно. С Державиным дело обстоит сложнее.
В «Аглае» Карамзин «с растерзанным сердцем» отрекся от века Просвещения, закончившегося в огне и крови. И это было фактически концом его писательства.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.