№6, 2018/Книжный разворот

Н. М. Перлина. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Н. М. П е р л и н а. Тексты-картины и экфразисы в рома не Ф. М. Достоевского «Иди от». СПб.: Алетейя, 2017.  288 с.

В 2018 году мир будет отмечать 150-летие выхода романа «Идиот», традиционно считающегося «самым загадочным» произведением Ф. Достоевского. Появление труда Нины Перлиной, посвященного этому роману и исключительно важной для его понимания проблеме экфразиса (или экффрасиса), несомненно, является значимым событием в достоевистике. Н. Перлина – известная исследовательница творчества Достоевского, принимавшая участие в работе еще над первым академическим полным собранием сочинений писателя в конце 1960-х – начале 1970-х годов. С 1974 года она живет в США, но находится в тесном научном общении со многими достоевистами России и других стран, регулярно выступает с докладами на международных конференциях, посвященных изучению наследия Достоевского.

Одно из наиболее очевидных достоинств книги Н. Перлиной состоит в том, что это действительно научная монография, представляющая собой многостороннюю разработку темы текстов-картин в романе «Идиот». Современные российские исследователи Достоевского вообще редко пишут монографии по отдельным произведениям, да еще и по очень специальным, узким проблемам, предпочитая называть монографиями сборники своих статей, написанных в разное время и по разным поводам и кое-как слепленных воедино под одной обложкой. Такие случайные сборники обычно подразумевают настолько широкий охват рассматриваемых текстов и проблематики и нередко претендуют на столь серьезные теоретические обобщения, что порой хочется повторить вслед за Дмитрием Карамазовым: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Иными словами, работа Перлиной – это не просто еще одна из многочисленных книг о Достоевском, а специальный научный труд о вполне конкретной теоретической проблеме, и таких трудов, на самом деле, мало.

Изучением экфрасиса в романе «Идиот» также занималась Елена Новикова. В своей книге она пишет: «Общая проблематика визуализации в гуманитарных науках в последнее время часто реализуется как выявление и исследование экфрасиса…» [Новикова 2016: 55].

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2018

Литература

Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5–22.

Джумайло О. Новые книги об экфрасисе // Практики и интерпретации: Журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. № 1. С. 225–234.

Касаткина Т. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. 2006. № 2. С. 154–168.

Новикова Е. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Томск: Томский ун-т, 2016.

Поддубцев Р. Экфрасис у Андрея Платонова: поэтика визуальности // Вопросы литературы. 2011. № 5. С. 173–196.

Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Перевод с итал. А. Н. Коваля. СПб.: Симпозиум, 2006.

Цитировать

Подосокорский, Н.Н. Н. М. Перлина. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / Н.Н. Подосокорский // Вопросы литературы. - 2018 - №6. - C. 378-383
Копировать