Мумуизация литературы
ФЕЛЬЕТОН (К 50-летию моего коллеги)
Возьмите, к примеру, моего коллегу Ф. А. Топора. Филимон Антипович – человек известный: член трех ученых и двух научных советов, состоит штатно и нештатно, трудится по совместительству и на почасовой оплате, сотрудничает, руководит аспирантами, подвизается лектором, экспертом, консультантом, внутренним редактором и внешним рецензентом… Газеты, радио, телевидение и кинохроника, общества по распространению, сохранению и по содержанию – все жаждут, алкают, добиваются рукописей Филимона Антиповича. Не жалея себя и других, наш друг Топор идет навстречу постоянно растущим потребностям в его весомом слове.
Кто скажет, что профессор и без пяти минут действительный член Топор Ф. А. – узкий специалист? Это только на поверхностный взгляд может показаться, будто сфера его интеллектуальных интересов и умственных возможностей ограничена. На самом же деле перед нами пример последовательности и целеустремленности в науке.
Общественность собирается Широко отметить 50-летие со дня рождения и 40-летие исследовательской деятельности Филимона Антиповича, начало которой положила первая работа тогда еще просто Фили. Она была написана в порядке домашнего задания. Требовалось изложить по-русски, желательно связно и по возможности без ошибок, содержание рассказа И. С. Тургенева «Муму».
Филя оказался единственным в классе, который случайно прочитал всего «Муму». В «Родной речи» рассказ давался в адаптации: составители полагали непедагогичным знакомить детей до шестнадцати лет с местами, касающимися романических чувств глухонемого Герасима к прачке Татьяне. Нетронутой осталась лишь любовь крепостного дворника к собачке Муму, а также образ старой, взбалмошной, капризной и деспотичной барыни – типический продукт социально-экономических отношений второй четверти первой половины XIX века.
Исправив наиболее вопиющие стилистические новации и спорные орфографические решения, учительница выставила Филе заслуженный им балл. На этом, вероятно, научная карьера начинающего литературоведа могла и оборваться. Однако не ко времени нагрянула комиссия районного отдела народного образования. Потребовались образцы самостоятельной творческой работы школьников. И пошло Филино сочинение гулять по свету. Оно рассматривалось на педсоветах, демонстрировалось на кустовых совещаниях словесников, цитировалось в методической периодике. Наконец, Филина работа была передана для обобщения опыта в соответствующий институт Академии педагогических наук.
Директор школы, объявленной образцовой, с Фили влюбленных глаз не спускал. Завучиха ласково трепала по плечику. Классный руководитель ставил в пример. На очередном родительском собрании было заявлено: растет, мол, и у нас свой Белинский или Зелинский.
Молодым везде у нас дорога.
По окончании средней школы Ф.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.