МОРП и советская литература
В настоящее время, когда идет борьба за сплочение всех прогрессивных сил против империализма, войны, за мир, демократию и социальный прогресс, большое значение приобретает деятельность международных культурных организаций, развитие научных и культурных связей между всеми странами. «Доверие между странами и народами, как и доверие между людьми, не приходит само собой, – говорится в приветствии Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. – Оно укрепляется тогда, когда на это направлены политические усилия государств, когда идет живой, плодотворный обмен информацией, знаниями, идеями, когда народы получают возможность поближе узнать и лучше понять историю, традиции, культуру, сегодняшний день друг друга».
Это заставляет нас вновь обратиться к одной из славных страниц истории прогрессивной культуры нашего столетия – к исследованию творческих связей революционных писателей всего мира, их сплочения в единые международные организации для борьбы с реакцией, фашизмом.
Данная проблема уже исследовалась в советской научной литературе, – известны статьи О. Егорова, Р. Самарина, Н. Трифонова и Л. Жуковского. Так, в статьях О. Егорова освещается предыстория и основные направления деятельности МОРП (Международной организации революционных писателей), борьба идейно-эстетических и политических направлений внутри этой организации. Автор прослеживает связь ошибочных позиций МОРП с левосектантскими концепциями РАПП и определяет историческую обусловленность прекращения деятельности этой организации, связанного с необходимостью создания широкого фронта антифашистской борьбы, развернувшейся во второй половине 30-х годов. В статье Н. Трифонова освещается роль Луначарского в работе МОРП, подчеркивается вклад Анатолия, Васильевича в преодоление в МОРП левосектантских ошибок. В 1969 году вышел 81-й том «Литературного наследства», в котором, кроме указанных статей О. Егорова и Н. Трифонова, опубликованы воспоминания участников этой организации, письма я другие документы, касающиеся собственно истории МОРП, а также статьи, анализирующие деятельность национальных секций.
И тем не менее изучение истории этой организации не завершено. Р. Самарин в том же томе «Литературного наследства» замечает, что «огромные фонды советских архивохранилищ и архивохранилищ различных социалистических стран, конечно, еще не изучены в полной мере. Тем, кто начал их систематическое обследование, предстоит еще много работы – как черновой, подготовительной, так и обобщающей». Недостаточно изучена деятельность Коммунистической партии и советских творческих организаций по оказанию помощи революционным писателям капиталистических стран в предвоенный период, влияние социалистического строительства на становление и развитие пролетарской культуры на Западе. А именно в настоящее время актуальность этой проблемы проявляется особенно ощутимо. В этом году исполнилось пятьдесят лет со дня опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно явилось важной вехой на пути развития не только советской литературы и искусства, но и классовых, революционных организаций в капиталистических странах, формирования социалистической культуры в странах, которые после второй мировой войны сплотились в единое социалистическое содружество. Постановление помогло пролетарским культурным организациям ликвидировать опасность кружковой замкнутости, отрыва от широких слоев прогрессивной интеллигенции, помогло встать в первые ряды при решении важнейших политических задач современности. Вместе с тем постановление 1932 года способствовало тому, что писательские организации наметили верные пути подъема художественного творчества.
Советские государственные, общественные организации с самого начала осуществляли культурный обмен с соответствующими организациями капиталистических стран на основе принципа мирного сосуществования, постоянно ведя борьбу с буржуазной идеологией. В то же время, руководствуясь принципом пролетарского интернационализма, они устанавливали и всесторонне укрепляли связи с революционными силами рабочего класса и прогрессивной интеллигенцией капиталистических стран, оказывали им действенную помощь. Эта деятельность в области международного культурного обмена опиралась на ленинское учение о наличии двух культур в каждой национальной культуре, она явилась конкретным выражением глубоко осознанного интернационального долга.
Идея сплочения пролетарских революционных писателей была выдвинута в 1920 году Пролеткультом, создавшим Международное бюро (МБ). В ряде стран сложились пролеткультовские организации. Но деятельность Международного бюро вследствие ошибочных идейных позиций Пролеткульта и сектантского характера его работы
привела к тому, что постепенно оно прекратило свое существование.
Инициаторами объединения всех пролетарско-революционных писателей в международную организацию на новой идейно-теоретической основе явились пролетарские писатели ряда зарубежных стран и советские писатели (среди них А. Безыменский, Ю. Либединский и др.). Во время работы V конгресса Коминтерна (1924) инициативная группа правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) обратилась к делегатам конгресса с воззванием, где призывала создать Международную организацию революционных писателей. Наряду с ВАПП это обращение было подписано Интернациональной группой пролетарских писателей и поэтов в Москве.
Эта инициатива была поддержана делегатами конгресса, и 10 июля 1924 года состоялось совещание совместно с представителями писателей – членов ВАПП. На нем было решено создать ассоциации пролетарских писателей в разных странах с единым центром – Интернационал пролетарской литературы (Литинтерн). Для объединения пролетарских писателей в Литинтерн создается Международное бюро связи пролетарской литературы (МБПЛ), председателем которого избирается Луначарский1.
Кроме работы, направленной на сплочение и объединение различных групп пролетарских писателей, МБ провело значительную просветительскую и пропагандистскую работу. По его инициативе в Москве были устроены вечера и выпущены брошюры, посвященные памяти А. Франса, Ш. Петефи, а также пролетарским писателям Эстонии, страдавшим от белого террора2.
За это же время были отобраны произведения зарубежных пролетарских писателей для издания их в нашей стране. Составлены списки произведений советских писателей для перевода на западноевропейские языки и зарубежных революционных авторов для перевода их на языки народов СССР. В своей деятельности МБ опиралось на помощь Коминтерна и ЦК РКП(б), а также на пролетарские писательские организации СССР. Как указывалось в документах, без энергичной, решительной поддержки немыслимо было существование и эффективная деятельность МБ3. Это объяснялось тем, что положение пролетарских революционных писателей в капиталистических странах в 20-е годы было крайне тяжелым. Например, известному американскому поэту Ленгстону Хьюзу запретили жить в Кармеле (США) после того, как он вернулся из Советского Союза4. В Японии токийской полицией был убит член ЦК Союза революционных писателей Японии Такидзе Кабаяси5, в Китае под Шанхаем – расстреляны пять революционных писателей6.
Но трудности политического и материального порядка не были единственными. Делу сплочения всех пролетарских и революционных писателей наносила немалый ущерб сектантская политика ВАПП, члены которой входили в МБ и оказывали влияние на его деятельность. Допущенные серьезные теоретические ошибки в свою очередь отрицательно сказались на деятельности МБ, и, по свидетельству венгерского писателя, одного из руководителей МОРП, Белы Иллеша, существенных результатов по созданию Литинтерна в то время достигнуть не удалось7.
Решающее значение для деятельности МБ имело постановление ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года, подвергшее резкой критике сектантскую политику ВАПП и РАПП. ЦК РКП(б) признал необходимым вести борьбу за гегемонию пролетарской литературы путем художественного и идейного соревнования с писателями, примыкавшими к другим направлениям, путем повышения мастерства, призвал к «тактичному и бережному отношению» к «попутчикам», чтобы обеспечить условия для «их перехода на сторону коммунистической идеологии». Принятие партийного документа благотворно сказалось на организационной и идейно-теоретической позиции МБ.
В феврале 1926 года в РАПП произошел раскол на две группы. Одна группа (С. Родов, Г. Лелевич, И. Вардин) осталась на левацких позициях; другая (сюда относилось большинство – Л. Авербах, Ю. Либединский, Д. Фурманов и др.) положила в основу своей программы положения, записанные в резолюции ЦК от 18 июня 1925 года. Вскоре левосектантские элементы были отстранены от руководства ВАПП и РАПП, и перед Бюро встал вопрос о необходимости изменения методов работы. В связи с этим сразу же после окончания работы VI расширенного пленума Коминтерна, 17 марта 1926 года, был созван пленум Международного бюро пролетарской литературы, на котором присутствовало свыше ста представителей передовой литературы Запада, Востока и Советского Союза. И. Бехер, А. Барбюс, Ф. Вайскопф, Ж. Фридман, А. Комьят взяли на себя организационную работу в Международном бюро связи пролетарской литературы.
Пленум признал несостоятельными идеи Литинтерна и указал на необходимость перехода к более сложным и гибким формам работы. Отныне Международное бюро, по определению Луначарского, должно было содействовать воспитанию художественно вооруженной гвардии пролетарских писателей в тем самым способствовать формированию художника нового типа, соединяющего в своем творчестве высокое искусство мастера с четкостью революционного миросозерцания. Защита СССР как авангарда мирового революционного движения была признана святым долгом каждого члена МБ, а впоследствии и членов Международной организации революционных писателей. По решению пленума, в соответствии с программой, руководящий орган был переименован в Международное бюро революционной литературы (МБРЛ) 8.
После мартовского пленума МБРЛ поставило перед собой две задачи, которые служили одной цели – сплотить всех художников мира, независимо от их тяготения к тому или иному творческому методу, для решения важнейших политических и художественных проблем. Первая из поставленных задач – политического характера- состояла в том, чтобы привлечь творческую интеллигенцию к участию в различных кампаниях протеста против белого террора и в защиту Советского Союза. Вторая задача – воспитание новой, художественно вооруженной гвардии рабочих корреспондентов: в них видели в будущем единственных создателей социалистической культуры. Но такая постановка вопроса сужала и упрощала процесс развития социалистического искусства, делала возможным повторение ошибок прежнего руководства. И хотя рабкоровское движение выдвинуло ряд талантливых писателей, в целом этот метод создания писательских кадров себя не оправдал. Как отмечал Луначарский, «оказалось, что писателей, которых можно без обиняков назвать пролетарскими, очень мало. Известных писателей – только по одному, по два, много – по три, а большей частью это писатели-подростки, которые еще учатся, которые стоят на положении подмастерьев, которых, пожалуй, можно не печатать» 9.
Как видим, в своей практической деятельности МБРЛ не смогло полностью освободиться от ряда сектантских ошибок, присущих прежнему руководству. Это выражалось и в отношении к писателям, стоявшим на общедемократических позициях. Отстаивая позицию ЦК партии в отношении попутчиков, Луначарский в статье «Попутчики в Европе» писал: «Попутчик – не коммунист… и все же… носит в своем сердце большое восхищение перед грядущим коммунизмом, перед героями нынешней борьбы за него, глубокое отвращение к буржуазии, яростнейший протест против противоречий нашего общества» 10.
Участие Луначарского в деятельности МБРЛ придало последнему размах и широту, помогло достигнуть точности и дальности идейно-эстетического прицела. Именно через Луначарского партия оказывала работе МБРЛ непосредственную помощь. Однако с левосектантскими взглядами МБРЛ я МОРП ей пришлось вести борьбу еще в течение длительного времени!
Период подготовки создания МОРП завершился в ноябре 1927 года, когда в Москве собралась Первая Международная конференция МБРЛ.
Ее созыв был приурочен к празднованию 10-й годовщины Октябрьской революции. В работе конференции участвовало около тридцати писателей из одиннадцати стран мира. Среди них были такие выдающиеся художники, как А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, И. Бехер и др. Советских писателей, кроме Луначарского и Серафимовича, представляли деятели ВАПП и РАПП.
На конференции выяснилась необходимость согласованной работы советских и иностранных издательств, необходимость подчинения ее интересам классового воспитания пролетариата посредством художественной литературы. Было решено издавать центральный орган МБРЛ – «Вестник иностранной литературы».
Свидетельством определенного сдвига в сторону от левосектантских позиций Литинтерна явилось решение конференции о членстве в МОРП. Вступление в эту организацию обусловливалось лишь последовательно демократическими и антифашистскими взглядами писателей и их поддержкой Советского Союза как авангарда мирового революционного движения, активной борьбой против войны и белого террора. Большое место в работе писательского форума занял вопрос о роли и значении советской литературы.
- Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ), ф. 17, оп. 60, д. 812, л. 20.[↩]
- Там же, л. 25.[↩]
- Там же, л. 39.[↩]
- См.: «Революционное культурное движение растет». – «Интернациональная литература», 1934, N 5, с. 147.[↩]
- См.: «Интернациональная литература», 1933, N 2, с. 160.[↩]
- См.: М. Е. Шнейдер, Лига левых писателей. – «Литературное наследство», 1969, т. 81, с. 490.[↩]
- Бела Иллеш, Пленум Международного бюро революционной литературы. – «Вестник иностранной литературы», 1928, N 1, с. 146.[↩]
- См.: А. В. Луначарский, Тезисы к докладу на пленуме Международного бюро пролетарской литературы. – «Литературное наследство», т. 81, с. 46,[↩]
- Н. А. Трифонов, Луначарский и МОРП. – «Литературное наследство», т. 81, с. 35.[↩]
- «Известия», 11 января 1925 года. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.