Мексиканский писатель о социалистическом реализме
Jose Mancisidor, Sobre literature y filosofia, Ediciones litoral, Mexico, 1956, 219 p.
Год назад в Мексике вышла небольшая, скромно изданная книга «О литературе и философии» – сборник статей известного прогрессивного мексиканского писателя Хосе Мансисидора. Эта книга увидела свет спустя несколько дней после смерти автора и явилась как бы итогом его долгих теоретических раздумий о больших вопросах мировой и отечественной литературы. Центральное место в сборнике занимает статья «Литература и социалистический реализм»; эта животрепещущая для автора проблема затрагивается им и в других статьях. И хотя названная нами статья была первоначально написана еще в 1948 году, читая сейчас взволнованные строки Мансисидора, горячо отстаивающего принципы социалистического реализма, невольно думаешь о том, как неодолима жизненная сила нового художественного метода, овладевшего умом и чувствами писателей в самых разных уголках земного шара.
Уже давно о социалистическом реализме говорят, спорят, думают в Латинской Америке. Немало статей на эту тему было опубликовано в прогрессивных общественно-литературных и политических изданиях Бразилии; об этом писал и талантливый аргентинский поэт Рауль Гонсалес Туньон и известный уругвайский писатель Альфредо Гравина. С интересными мыслями о социалистическом реализме не раз выступал Жоржи Амаду, чилийский писатель В. Тейтельбоим и многие другие. И вот перед нами последняя книга Хосе Мансисидора. Своим боевым оптимизмом, своей верой в великую воспитательную миссию литературы она наносит еще один удар по тем сознательным и бессознательным ревизионистам, которые за время недавних литературных дискуссий пытались поставить под сомнение само существование и сами принципы социалистического реализма. Для Хосе Мансисидора социалистический реализм – это не предмет лишь теоретических рассуждений; одновременно он является для писателя жизненно важной проблемой его собственной творческой практики.
Мансисидор хорошо знает историю советской литературы. Думается, что горячий интерес писателя к ее проблемам и процессам во многом объясняется той обстановкой, в которой протекало его собственное творчество. Сам участник мексиканской революции, начавшейся в 1910 году, а затем один из создателей мексиканского романа о революции, Мансисидор всегда чувствовал близость к литературе, рожденной Великим Октябрем. Уже в произведениях раннего периода – в «Разгроме» Фадеева, «Железном потоке» Серафимовича, в «Чапаеве» Фурманова – Мансисидор увидел и высоко оценил идейно-художественное новаторство советских писателей. Герои этих произведений, писал он, создали «современный эпический роман, отличный от эпических произведений других эпох».
Главную черту советской литературы Мансисидор видел в единстве личности и общества, в пафосе всеобщего преобразования. «В этом эпическом романе повествование развивалось вокруг больших социальных проблем, выросших из революции, а судьба действующих лиц неизменно была связана с этими событиями» (стр. 91).
В своей работе Мансисидор уделяет большое внимание творчеству М. Горького, раскрывает его роль как теоретика и создателя литературы социалистического реализма. Следует сказать, что творчеству великого советского писателя Мансисидор посвятил специальную работу, так же недавно вышедшую в Мексике, – «Максим Горький – его философия и вера»1. Основываясь на высказываниях Горького, Хосе Мансисидор особенно подчеркивает такую важную черту литературы социалистического реализма, как ее устремленность в будущее, способность воссоздавать картину сегодняшнего дня, уже зная, что будет завтра.
Социалистический реализм, открывая перед писателями новые пути, намечает конкретные задачи, направленные на победу и дальнейшее развитие революции. Он дает им в руки действенное оружие в их ежедневной борьбе» (стр. 171).
Идейно-художественное новаторство советской литературы приводит Мансисидора к выводу о всемирном значении социалистического реализма: «Социалистический реализм, влияя на советскую и мировую литературу, открывает новые перспективы в художественном развитии человечества» (стр. 94).
Уделив большое внимание рассмотрению метода социалистического реализма в советской литературе, Мансисидор показывает также жизненность и важность этого метода для развития литературы в других странах.
В литературе стран социалистического лагеря Мансисидор предвидит статья написана в 1948 году появление произведений, в которых найдут свое подлинное воплощение образы простых людей – рабочих, крестьян освобожденной родины. Новые герои появятся и в литературе капиталистических стран. Ежедневная борьба, которую ведут за свою свободу рабочие Италии, Франции, Англии, – разве она не может вдохновить писателей?
Большие задачи ставит Мансисидор перед своей отечественной литературой. Тема мексиканской революции, некогда нашедшая свое яркое художественное воплощение в социальном романе 30-х годов, не исчерпана, ибо не разрешены вопросы национального и социального освобождения народа Мексики, поставленные этой революцией. Постоянным источником тем остается «борьба за национализацию нефти, за индустриализацию страны, за распространение грамотности и сотни других проблем, на основе которых наши романисты, действительно осененные идеями революции, могут создать романы с прогрессивными устремлениями».
И в этой литературе появятся такие герои, которые воспроизведут черты действительных патриотов Мексики, стремящихся к счастью своей родины. Это будут «положительные герои нашего мира, те, которые, поднявшись на вершину времени, знают, как Брисбиль Барбюса, что не всегда будет по-старому» (стр. 97).
Все то, что сказано Мансисидором о социалистическом реализме, далеко от полноты и всесторонности. Писатель и не ставил такой цели. И все же его высказывания, мысли, замечания, при всей их краткости, представляются нам ценными и интересными. Их несомненное значение состоит в том, что они еще раз демонстрируют незыблемую силу идей и принципов социалистического реализма, давно уже ставшего достоянием многих писателей многих стран мира.
- Jose Mancisidor, Maximo Gorki, su filosofia у religion, Mexico, 1956 [↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1957