Материалы Пролеткульта в ЦГАЛИ. Сообщение и публикации Н. Волковой
Пролеткульт – сокращенное название объединения пролетарских культурно-просветительных организаций.
Уже в 10-х годах нашего века в связи с ростом революционного движения появляются литературные и театральные кружки среди рабочих. Произведения рабочих поэтов печатаются на страницах «Звезды» и «Правды». В 1914 году при непосредственном участии М. Горького осуществляется издание первого сборника пролетарских писателей. Тогда же возникает идея основания специальной организации, которая могла бы распространять пролетарскую культуру. Однако организационно Пролеткульт был оформлен Первой конференцией пролетарских культурно-просветительных организаций, созванной по инициативе Второй конференции фабзавкомов в Петрограде в сентябре 1917 года. Интересные сведения о зарождении Пролеткульта содержатся в публикуемой ниже беседе старого большевика и участника рабочего революционного движения, известного пролетарского поэта А. И. Маширова-Самобытника (1884 – 4943).
После октября 1917 года Пролеткульт находился при Народном комиссариате просвещения как добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, а с 1920 года становится отделом Наркомпроса. Во главе Пролеткульта стоял Центральный комитет Всероссийского совета пролетарских культурно-просветительских организаций. Пролеткульт имел ряд отделов: театрально-художественный, литературно-издательский, научный и другие; культурно-зрелищные организации, как «Центральная Арена», «1-й рабочий театр», театральные, изобразительные и литературные студии, художественные мастерские и клубы; периодические издания: «Пролетарская культура», «Горн», «Грядущее», «Твори» и другие. В областных и районных центрах были организованы местные отделения Пролеткульта. К 1920 году их насчитывалось около ста. Работой Пролеткульта были охвачены значительные слои рабочих. Однако теоретики Пролеткульта (А. Богданов, В. Плетнев и другие) проводили чуждые марксизму взгляды, противоречащие политике партии в области искусства. Они относились отрицательно к культурному наследию и утверждали, что рабочий класс должен создавать особую «пролетарскую культуру» в отрыве от предшествующей культуры. Они противопоставляли Пролеткульт Коммунистической партии и Советскому государству и считали, что создание пролетарской культуры дело рук только рабочего класса, игнорировали роль крестьянства и интеллигенции.
Весьма характерен для подобной позиции Пролеткульта публикуемый ниже документ – «Заявление инициативной группы крестьянских поэтов и писателей об образовании крестьянской секции при Московском Пролеткульте». Это заявление, подписанное С. Есениным, С. Коненковым и другими, явно не встретило в Пролеткульте положительного отношения.
Коммунистическая партия резко критиковала ошибочные взгляды Пролеткульта. В. И. Ленин в проекте резолюции, составленной им для Всероссийского съезда Пролеткульта в октябре 1920 года, решительно отвергал, «как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации» (Сочинения, т. 31, стр. 292).
1 декабря 1920 года Центральный Комитет партии выступил со специальным письмом «О Пролеткультах». В нем решительно отвергались претензии Пролеткульта на «независимость» и утверждалось, «что руководящую роль в строительстве новой культуры будут осуществлять партия и Советское государство». В письме указывалось, что требование «независимости» привлекло в Пролеткульт чуждые пролетариату элементы. «Футуристы, декаденты, сторонники враждебной марксизму идеалистической философии, и наконец, просто неудачники, выходцы из рядов буржуазной публицистики и философии стали кое-где заправлять всеми делами в Пролет – культах» (сб. «О партийной и советской печати», стр. 220-221).
В первые годы революции вокруг Пролеткультов объединились пролетарские писатели: П. Бессалько, М. Герасимов, В. Кириллов, А. Маширов-Самобытник, И. Садофьев, С. Обрадович и другие. В 1920 году часть из них отошла от «Пролеткульта» и создала новую группу – «Кузница». Более длительным оставалось влияние Пролеткульта в области театра.
Начиная с 20-х годов Пролеткульт постепенно утрачивает свое значение; его организации переходят в ведение профсоюзов, а в 1932 году он окончательно распался.
В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранятся основные материалы Пролеткульта и его отделов, а также местных Пролеткультов с 1917 по 1932 год. Они дают возможность ознакомиться с историей возникновения и развития всей его деятельности. Это уставы и положения как Пролеткульта, так и входивших в него организаций; планы работы, докладные записки о работе местных Пролеткультов, протоколы и журналы заседаний, обширная переписка по самым различным вопросам.
Довольно полно представлены материалы съездов, конференций, пленумов, в том числе Первой Всероссийской конференции Пролеткульта в 1918 году и Первого съезда Всероссийского Совета Пролеткульта 1919 года.
Ряд сведений о деятельности Пролеткульта можно найти в документах научного отдела, начиная с протоколов заседаний Коллегии Наркомпроса, положений и директив и кончая лекциями и докладами Б. Арватова, Г. Ге, С. Эйзенштейна и других для слушателей студий, курсов, кружков и ячеек. Интересны, к сожалению весьма немногочисленные, материалы о деятельности Международного бюро Пролеткульта и некоторых иностранных Пролеткультов. Например, – письмо – доклад Михаила Климанова о деятельности чехословацкого Пролеткульта или программа пролетарской группы Берлина о пропаганде Пролеткульта в Западной Европе.
Для литературоведа наибольший интерес представляют материалы Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей, состоявшегося в октябре 1920 года1. На съезде были поставлены вопросы как организационного, так и творческого характера: о создании Всероссийского союза пролетарских писателей, об издательской базе, о путях развития пролетарской литературы, о задачах пролетарской критики и ряд других.
Наряду с докладами В. Кириллова, А. Богданова, В. Лебедева-Полянского и М. Ольминского сохранились стенограммы выступлений В. Брюсова, М. Герасимова, В. Львова-Рогачевского, Н. Полетаева, Н. Степного и других участников съезда.
Съезд утвердил устав Всероссийского союза пролетарских писателей и состав правления.
Некоторое представление о вопросах, интересовавших участников съезда, дают публикуемые ниже стенограммы (неправленные) выступлений В. Брюсова и В.
- Материалы Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей содержатся также в фондах «Кузницы» и редакции журнала «На литературном посту» и должны быть опубликованы в сборнике материалов к истории советской литературы, готовящемся к изданию ЦГАЛИ совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.