№4, 2024/Книжный разворот

М. В. С т р о г а н о в. Парадоксы культуры: Работы разных лет. СПб.: ООО «Издательство «Росток»», 2022. 402 с.; ил.

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-4-172-177

Рецензируемая монография М. Строганова посвящена актуальной проблеме соотношения классической и массовой культуры. Этот вопрос автор решает в основном на материале историко-культурных явлений XVIII–XIX веков, допуская значительные экскурсы в века XX–XXI, чем, конечно, усиливает впечатление от актуальности решаемой им проблемы и, мы бы сказали, публицистичности рассуждений и выводов. При этом автор опирается на собственное детальное рассмотрение конкретных историко-культурных фактов, раскрывающих эволюцию некоторых знаковых для русской культуры мифологем, а также русского песенно-музыкального искусства в его тесной связи с историей русской литературы и фольклора.

Монография состоит из нескольких частей, объединенных отчетливо выраженной в заключении авторской концепцией прозрачности границ между мирами классической и массовой культуры, их сущностного единства в свете взаимной историко-культурной и социальной обусловленности.

Центральным героем рецензируемой монографии, несомненно, является А. Пушкин. Рассмотрению его личности и творчества в рамках решения заявленной в работе проблемы Строганов посвящает наиболее объемную в количественном отношении и центральную в концептуальном плане главу «Судьба «Черной шали»». Здесь он рассматривает литературный генезис известного стихотворения Пушкина, а также его дальнейшее бытование в разного рода проявлениях массовой культуры — пародийных, фольклорных, «преступных» (с. 33). Следуя логике своей концепции, ученый задается вопросом: почему это стихотворение воспринималось уже при жизни поэта как типичное явление массовой культуры своего времени? Отвечая на этот вопрос, он выстраивает следующую логическую цепочку: «Пародийная ориентация текста «Черной шали» объясняет гротесковую утрированность в изображении страстей, к которой прибегает Пушкин и которая смущает современного читателя <…> гротесковая утрированность была осмыслена как ультра-романтизм, вполне во вкусе массовой культуры, и именно в этом качестве была принята современниками, принята сразу же и с восторгом» (с. 60).

Итак, «пародийная ориентация» — «гротесковая утрированность» — «ультра-романтизм» — массовая культура. Отсюда следует экзистенциальная значимость для строгановской концепции «Черной шали» как масскультного явления par excellence «пародийной ориентации», без которой, очевидно, рассыпается вся отмеченная логическая цепочка. Как же ученый доказывает свое положение о пародийности «Черной шали»? По его мнению, Пушкин пародировал в этом стихотворении такие баллады В. Жуковского, как «Алина и Альсим» (1814) и «Мщение» (1816), а также поэму Байрона «Гяур» (1813). Обосновывая этот тезис, ученый находит в тексте «Черной шали» конкретные мотивно-образные переклички с текстами-донорами: образы армянина и его шали, «страданий «супруга»» (с. 49), промелькнувшее в пушкинском черновике имя Гассан, утопление тела убитой героем девушки «в дунайских волнах» (с.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2024

Цитировать

Черкасов, В.А. М. В. С т р о г а н о в. Парадоксы культуры: Работы разных лет. СПб.: ООО «Издательство «Росток»», 2022. 402 с.; ил. / В.А. Черкасов // Вопросы литературы. - 2024 - №4. - C. 172-177
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке