Луначарский и немецкая культура
Dora Angres, Die Beziehungen Lunacarskijs zur deutsohen Literatur, Akademie-Veriag, Berlin 1970, 278 S.
Литературное наследство Луначарского за последние годы находит все большее количество исследователей. Обстоятельная работа Доры Ангрес «Связи Луначарского с немецкой культурой» – по существу первый опыт всестороннего изучения этой интересной историко-литературной проблемы.
Д. Ангрес подробно говорит о работе Луначарского по ознакомлению русских читателей с достижениями немецкой литературы и о его деятельности по пропаганде русской и особенно советской культуры в Германии. Читая книгу, видишь, какая острая борьба велась вокруг творчества Луначарского, какой популярностью пользовался он в демократических кругах немецкого общества и какой ненавистью было окружено его имя в среде реакционеров, сторонников фашизма.
Интересы Луначарского к немецкой культуре определились еще в дореволюционное время. Он стремился познакомить русских читателей прежде всего с героической порой немецкой классической литературы, проникнутой высокими гуманистическими идеалами. При этом Луначарский создавал свою концепцию таких произведений, как «Фауст»
Гёте или драматические поэмы Ленау. Не чуждый в ту пору увлечения ницшеанством, которое Луначарский понимал прежде всего как прославление героической личности, исполненной жизнелюбия и жизнеутверждения, он, в сущности, отвергал реакционные стороны учения Ницше. Как правильно отмечает Д. Ангрес, с таких героико-романтических позиций Луначарский подходил к интерпретации образов гётевского «Фауста».
Сравнительно мало бывая в Германии в дореволюционное время, Луначарский почти не имел непосредственных личных контактов с представителями немецкой культуры. В этом Д. Ангрес видит одну из причин сосредоточенности интересов критика главным образом на классических произведениях.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.