«Легенда» А. Малышкина
В 1928 году режиссеры МХАТа П. Марков и Б. Вершилов хотели склонить Малышкина переработать для сцены «Севастополь». Но писатель предложил свой замысел, который он вынашивал давно, еще с 1924 года. Замысел увлек режиссеров своей необычностью, подлинной романтикой, драматизмом. Театр стал числить пьесу в своем активе и нетерпеливо ждать возможности ее сценического воплощения. Пьеса была написана, но сцены она не увидела. Есть свидетельство, что Вл. И. Немирович-Данченко посчитал пьесу недостаточно сценичной. Может быть, замечательный режиссер был прав, может быть, он полагал, что Малышкину – писателю эпическому – лучше уделить все свое внимание прозе. Однако нельзя не пожалеть, что пьеса не была напечатана и что мхатовский ее экземпляр потерян. Ведь даже черновые отрывки пьесы убеждают в значительности ее замысла, характеров, смелости фантазии, остроте конфликтов.
Сколько-нибудь полного автографа пьесы в – архиве Малышкина нет1. Здесь имеются рукописные и машинописные наброски ряда сцен из всех четырех действий пьесы – ряд диалогов и монологов. Используя фрагменты написанного, письма Малышкина к деятелям театра, его мысли о пьесе, можно представить замысел писателя и судить о мастерстве его воплощения хотя бы в частях пьесы.
Малышкин хотел назвать ее «Легенда». Это заглавие встречается в одном из прозаических отрывков, излагающих замыслы пьесы, оно повторяется в пометках – «К «Легенде», в подписях «Легенда», сделанных на отдельных листах машинописи рукою Малышкина. Заглавие это вполне отвечает высокому романтическому строю повествования, необычайности судеб героев, легендарности их мечтаний. Пьеса Малышкина резко отличается от других пьес о гражданской войне. «Она совсем не похожа на них», – замечал писатель. В ней нет прямого столкновения с врагами – этого обычнейшего события в пьесах о войне. Единственный выстрел в ней – выстрел «со скуки».
Драматург задался целью показать героизм и величие мечты советских людей в гражданскую войну. Они мечтают не только победить «сегодняшнего» врага, но и поскорее совершить мировую революцию. С мечтою о ней люди и борются, творят историю. Повседневная жизнь оказывается трудной, жестокой. Но перед лицом великого желания «исправить человеческую историю» слабости отходят в сторону, герои становятся сильнее, чище, освобождаются от личной пригнетенности, «малости», побеждают сомнения, болезнь, разочарование.
В центре пьесы – образ комдива Семена Клемина, человека с неугасимой верой в скорую мировую революцию. Эта вера прихотливо связалась с давней мечтою об Индии. Сначала эта мечта была детской мечтою о неизвестном чудесном крае. Ею жил и отец героя, рабочий. Позже внимание Клемина привлечет не «Индия чудес», а Индия угнетенных, трехсот миллионов рабов, пробуждающихся к освободительной борьбе.
Мысли Семена об Индии и революции увлекли и других героев: товарища его по оружию, угрюмого и энергичного Свиридова, адъютанта командующего Сергея Шелехова, романтика, у которого тоже была своя «Индия»:
- Имеется в виду архив Института мировой литературы, фонд А. Малышкина.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.