Л. М. Яновская. Последняя книга, или Треугольник Воланда
Л. М. Яновская. Последняя книга, или Треугольник Воланда. С отступлениями, сокращениями, дополнениями. М.: ПРОЗАиК, 2013. 752 с.
Выдающийся отечественный литературовед Лидия Яновская умерла в декабре 2011 года. Ее научная биография, начинавшаяся еще в конце 1950-х годов, — пример упорной борьбы с идеологической цензурой. Борьбы и побед.
Наибольшую известность исследовательнице принесли работы о М. Булгакове. Можно без преувеличений сказать, что изданная в 1983 году монография «Жизненный путь Михаила Булгакова» стала сенсацией. Девять лет спустя вышла книга «Треугольник Воланда».
Заглавие отсылало читателей к эпизодам романа «Мастер и Маргарита». Речь шла об изображении треугольника на портсигаре Воланда и крышке его часов. Символ известный. О нем долго спорили литературоведы. Кто-то доказывал, что треугольник следует понимать как один из масонских символов. Другие настаивали, что символика романа — исключительно христианская. Как иронически отмечала Яновская, полемика велась о булгаковской «тайнописи» и «ключе» к ней.
Комментируя роман, Яновская демонстрировала: он был задуман не в качестве своего рода «криптограммы». Булгаков обращался к современникам и стремился быть понятным, а не разгаданным. Соответственно, тут и особый «ключ» не нужен, его уже предложил сам автор. Это реалии — исторического, политического и биографического характера. Тот же подход использован в книге «Записки о Михаиле Булгакове». Впервые она опубликована израильским издательством в 1997 году.
Два года назад вышла последняя книга Яновской. Это обобщающее исследование. Описана значительная часть булгаковского наследия, основное внимание уделено текстологии прозы, драматургии, а также биографии. Применительно к биографическим разысканиям стоит отметить: Яновская вовсе не пыталась доказать, что ее подход объективен. Напротив, акцентировала, что весьма часто «смотрит глазами Булгакова». Выявила она многое. Окружение Булгакова — часть его бытия, и Яновская особое внимание уделила родственникам и друзьям писателя. Со многими она была знакома лично.
Историко-литературные суждения Яновской аргументированы весьма тщательно. Она, в отличие от большинства коллег, не подменяла анализ документов — «полетом фантазии».
Известно, что Яновская была одной из немногих среди литературоведов, получивших доступ к булгаковским документам, хранившимся в Рукописном отделе Государственной библиотеки имени Ленина. Удалось это благодаря знакомству, а позже и дружбе со вдовой писателя — Е. Булгаковой. Правда, работать с архивными материалами пришлось недолго. Но тем значительнее результаты.
В книге приведен текстологический анализ шести редакций романа «Мастер и Маргарита». По сути — восстановлена история каждой.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2015