Критика и жизнь
Разве можно представить себе более почетную и увлекательную задачу, чем участие своими произведениями в великом деле воспитания убежденных и стойких строителей коммунистического общества…» – говорит Н. С. Хрущев в недавно опубликованном в журнале «Коммунист» выступлении «К новым успехам литературы и искусства». Этот партийный документ воспринят советскими писателями как вдохновляющая программа творческой работы. В выступлении Н. С. Хрущева определены пути дальнейшего подъема искусства социалистического реализма, пути углубленного освоения литературой материала современности.
Исследование новых глубинных пластов жизни, изображение переднего края коммунистического строительства – там создается наше будущее, формируются новые типы, новые характеры, складываются новые взаимоотношения между людьми, – воспитание коммунистического сознания, коммунистической нравственности – вот задачи, стоящие перед литературой наших дней. Оружие писателя – слово. Своим словом – умным, правдивым, пламенным – он служит народу, помогая ему строить и жить: строить величественное здание коммунизма и жить в мире больших идей, высоких устремлений. Своим словом писатель активно участвует в героических буднях нашей исторической стройки, «в нашей буче, боевой, кипучей».
Советская страна готовится к XXII съезду Коммунистической партии. Партией задуманы и практически осуществляются великие дела, и сейчас требования народа к литературе растут. Жизнь не ждет, она выдвигает новые задачи и проблемы – злободневные, животрепещущие, не терпящие отлагательства. Она рождает новых героев – это те «маяки», о которых неоднократно говорил Н. С. Хрущев. Долг писателей – донести их свет до миллионов людей, раскрыть силу и величие таких героев, как Юрий Гагарин. Долг писателей – смело ставить серьезные и острые проблемы современности, показать во весь рост героические деяния зодчих коммунизма. Сколько замечательных человеческих качеств, сильных и благородных характеров, которые могли бы стать примером для подражания, ждут писательского пера.
«Мои герои все в дороге» – в этих словах из заключительной главы поэмы А. Твардовского «За далью – даль» подчеркнуто очень важное свойство нашей жизни – непрестанное движение, устремленность вперед. Углубленное освоение литературой материала современности предполагает не простое воспроизведение внешних примет этого величественного процесса движения народа к коммунизму, а художественное исследование исторических закономерностей действительности, новых социальных типов, новых нравственных норм. Эта тенденция литературного развития нашла выражение в лучших произведениях последнего времени, заслуженно получивших широкое признание читателей.
Особо следует здесь назвать те произведения, которые в этом году удостоены высшей награды – Ленинской премии: «За далью – даль» А. Твардовского, трилогию М. Стельмаха, книгу стихов А. Прокофьева «Приглашение к путешествию», «Ледовую книгу» Ю. Смуула. В этих произведениях запечатлены героические деяния советского народа, раскрыты духовные богатства нашего человека, красота социалистической нови.
Сделано немало, но еще больше предстоит сделать, чтобы ярче и полнее запечатлеть дела и подвиги людей, глубже показать идейные истоки героизма, утверждающегося в борьбе за победу коммунизма.
Напомним слова, сказанные Н. С. Хрущевым на совещании передовиков сельского хозяйства Целинного края: «Хотелось бы пожелать деятелям литературы и искусства создавать больше хороших книг, кинофильмов, пьес, музыкальных произведений о тружениках целины – замечательных героях наших дней, которые самоотверженно трудятся на благо родины. В произведениях литературы и искусства надо полнее и ярче отражать жизнь в колхозах и совхозах на целинных землях, освоение богатств новых районов страны». Эти слова Н. С. Хрущева заставляют задуматься о многом, посмотреть на то, как глубоко и ярко разрабатывает литература и другие серьезные и значительные темы современности. Не секрет, например, что еще не получила достойного воплощения в искусстве и тема рабочего класса.
О полноте и глубине изображаемой литературой картины жизни должны вместе с художниками слова неустанно заботиться критики. Ведь активная роль критики проявляется и в том, что она, держа в поле зрения все литературное «хозяйство», своевременно поддерживает творческие поиски художников, осваивающих новый материал жизни, указывает на то, какие существенные стороны действительности не освещены литературой, какие серьезные проблемы ждут еще своего решения. Оправдать высокое звание верных помощников партии – для критиков это значит помогать писателям находить большие цели, способствовать успехам искусства на главной линии развития, заботиться о повышении идейно-художественного уровня литературы. Справиться с этими задачами может только та критика, которая вооружена знанием жизни и марксистско-ленинской теории и эстетики, которая с партийных позиций оценивает жизненное содержание произведений искусства.
Одна из важнейших традиций революционно-демократической критики – пристальное внимание к поставленным в произведении жизненным проблемам, глубокое исследование запечатленной художником картины современных общественных нравов. Когда мы говорим: критика и жизнь, то не можем не обратиться к драгоценному наследию Белинского, 150 лет со дня рождения которого широко отмечается в эти дни. И сейчас сохраняет живую силу точное и глубокое определение Белинским задач литературной критики: «Дело критики – привести в сознание путем анализа общественное мнение и показать значение, смысл таланта или гения, определить тот жизненный элемент, который составляет исключительное свойство его произведений и которым он обогатил родную литературу и жизнь своего общества». Этим принципам Белинский следовал, и устанавливая закономерности литературного процесса, и анализируя отдельные произведения. Подчеркивая силу и зрелость отечественной литературы, он писал: «Русская литература, к чести ее, давно уже обнаружила стремление быть зеркалом действительности». Великий критик считал, что «в числе необходимых условий, составляющих истинного поэта, должна непременно быть современность».
Глубина и точность отражения действительности, верность современности выдвигались революционными демократами как обязательные критерии при анализе и оценке явлений искусства: жизнью они проверяли литературу. И в теоретических работах, и в обзорных статьях, и в рецензиях они неизменно подходили к явлениям литературы с этим критерием. Революционные демократы утвердили ту критику, в которой искусство по-настоящему соотносится с действительностью и где жизнь есть верховный судья и высшая цель искусства. Такая критика требует не только теоретических знаний, не только хорошего вкуса и активного отстаивания своей эстетической программы, но прежде всего верных и самостоятельных суждений о явлениях жизни. Вот почему работы критиков – революционных демократов углубляют и весьма существенно дополняют ту картину русского общества – его социального устройства, быта, нравов, – которую воссоздает литература их времени.
Эта традиция была подхвачена и продолжена критиками-марксистами. Она служит путеводной звездой и современной критике. Партия определила главную линию развития литературы и искусства. Постоянной заботе и вниманию со стороны партии обязана наша литература своими успехами последних лет, успехами, знаменующими новый важный этап в развитии искусства социалистического реализма. Партия вооружила писателей и критиков глубоким пониманием процессов современной жизни, умением активно бороться за торжество нового.
Да, нам нужна критика публицистическая, чуткая к тому новому, что увидел в жизни и отразил в своем произведении художник, улавливающая и анализирующая черты сегодняшней действительности и современные типы, запечатленные искусством. Надо сказать, что в этом отношении у критики есть успехи.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.