Крепостная актриса Кузьмина (О героине повести Л. И. Герцена «Сорока-воровка»)
Эту трагическую историю русской крепостной актрисы рассказал Герцену его близкий друг М. С. Щепкин. Когда-то, в дни своих скитаний по России, на сцене провинциального крепостного театра Щепкин увидел актрису, поразившую его необычайно сильным талантом. Встреча с ней и ее горький рассказ о своей жизни глубоко запали в душу великого артиста – ведь Щепкин сам начинал свой путь крепостным актером. Даже через много лет он не мог без волнения вспоминать о судьбе актрисы, несчастной жертвы помещичьего произвола. В известных мемуарах И. И. Панаева рассказывается, как летом 1839 года, на даче близ Химок, Щепкин говорил о встрече с актрисой среди других «разных анекдотов и случаев из своей жизни» 1. Герцена тогда еще не было в Москве; как известно, писатель познакомился с Щепкиным лишь в декабре 1839 года2, но позднее, в 40-х годах, он также слышал рассказ артиста. По свидетельству А. Я. Панаевой, на дружеских вечерах, за ужином, «Щепкина всегда просили рассказать что-нибудь из его молодости, когда он еще был провинциальным актером и служил у антрепренеров. Между прочим, Щепкин рассказал однажды печальную историю одной молоденькой актрисы, и этот рассказ послужил Герцену сюжетом для повести «Сорока-воровка» 3.
Повесть была написана в январе 1846 года для большого литературного альманаха, издание которого задумал тогда Белинский. Получив повесть, он 19 февраля 1846 года писал Герцену, что «Сорока-воровка»»рассказана мастерски и производит глубокое впечатление». «Одного боюсь, – замечал далее Белинский, – всю запретят. Буду хлопотать, хотя в душе и мало надежды» 4.
Издание альманаха в силу разных причин не осуществилось, и повесть Герцена, со значительными цензурными искажениями, была напечатана лишь два года спустя в «Современнике» (1848, кн. 2). Через год в одном из писем к Ф. М. Достоевскому поэт А, Н. Плещеев вновь рассказывал, как «просидел… несколько часов» у Щепкина и тот вспоминал «много интересных вещей, между прочим, говоря о русских актрисах, коснулся анекдота о Сороке-воровке…». «У него слезы блистали на глазах, – писал Плещеев, – когда он говорил о свиданье с этой актрисой, которой он мне имя назвал, так же как и имена прочих лиц этой повести» 5.
Одно из главных действующих лиц рассказа Щепкина известно давно. Под именем князя Скалинского в повести Герцена был выведен владелец крепостного театра в Орле граф С. М. Каменский; на это прямо указывал ее эпиграф – цитата из анонимной эклоги «Графу С. М. Каменскому», напечатанной в свое время в харьковском журнале «Украинский вестник» (1816) 6. Несколько лет назад стало известно имя самой героини «Сороки-воровки». В дневнике известного фольклориста А. Н. Афанасьева была обнаружена запись рассказа Щепкина, в которой крепостная актриса театра Каменского названа Кузьминой## См. сообщение Т. С. Грица «К истории «Сороки-воровки» – «Литературное наследство», т. 63, М. 1956, стр. 655 – 660.
- И. И. Панаев, Литературные воспоминания, М. 1950, стр. 169.[↩]
- См. письмо Герцена к Н. А. Герцен, 8 декабря 1839 года – А. И. Герцен, Собр. соч., т. XXII, М. 1961, стр. 58.[↩]
- А. Я. Панаева (Головачева), Воспоминания, М. 1956, стр. 150.[↩]
- В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., Изд. АН СССР, т. XII, М. 1956, стр. 265.[↩]
- »Дело петрашевцев», т. III, M. – Л. 1951, стр. 288, письмо от 14 марта 1849 года. [↩]
- Автором эклоги, как недавно установлено Н. Черновым, был учитель орловской гимназии Богданович (см. «Орловская правда», 5 апреля 1962 года).[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.