№7, 1985/Обзоры и рецензии

Контрасты

«Контрасти», вып. 2, Киев, «Днiпро», 1983, 309 с. (на украинском языке).

Так называется серия, состоящая из сборников, посвященных различным явлениям современной зарубежной литературы Название чрезвычайно точное, ибо сейчас, как никогда, обострился процесс размежевания между подлинно передовой реалистической литературой и различными направлениями литературы модернизма.

Перед нами второй выпуск «Контрастов». Основная его направленность укладывается в формулу названия статьи Т. Денисовой «Реализм contra модернизм». В сборнике три раздела. В первом разделе, как отмечено в коротком вступлении составителя сборника Д. Затонского, даны статьи теоретического плана, посвященные вопросам места и значения реалистического искусства в современной литературе в его противоборстве с неоавангардистскими направлениями. Во втором представлены конкретные исследования, посвященные развитию реализма в отдельных странах. В третьем рассматриваются – и, естественно, должным образом оцениваются – явления модернистской литературы, а также реакционная зарубежная критика.

Деление это до некоторой степени условно. Так, литература критического реализма второй половины XX столетия в Западной Европе и США отличается от классического реализма новыми способами изображения действительности, смещением реальных плоскостей, временных и пространственных рамок, образными ассоциациями.

Вопросы: в чем коренное отличие реалистических направлений от модернистских, можно ли безоговорочно причислять к модернистам таких писателей, как А. Камю, лишь на основании их программных высказываний, – в полемическом плане ставятся в статье К. Райды «Иррационалистические видения буржуазной эстетики», Эта статья, как и весь сборник, содержит богатый и интересный материал, касающийся прежде всего идеологической борьбы в области зарубежной критики и эстетики.

Первый раздел открывается статьей В. Вединой «Реализм и условность», где анализируется на материале чешской, словацкой, сербохорватской, черногорской, польской, болгарской и других славянских литератур послевоенных десятилетий характер современного реализма.

Разумеется, искусство условно по самой своей природе, но эта условность становится ярко выраженной в различных модификациях прозы наших дней. Ей свойственно и мифотворчество, и философский подтекст, и ассоциативность, и гротеск.

В работе ставятся вопросы, касающиеся романтических и фольклорных традиций, сильных в славянской эпической прозе, классического наследия и новаторства.

Роль традиции в развитии эпической прозы рассматривает и Д. Наливайко в статье «Проблемы реализма в современной итальянской литературе», принадлежащей, как и статья В. Вединой, к наиболее значительным по охвату материала, сложности проблем, поставленных в них, работам сборника. В статье много точных и ясных наблюдений, относящихся к различным течениям внутри реализма: от веризма и неореализма до традиционного эпического романа, занявшего заметное место в современной итальянской литературе.

Вслед за некоторыми другими критиками Д. Наливайко считает неоавангардизм «не чем иным, как специфическим порождением неокапитализма, таких его процессов, как отчуждение человека, дегуманизация общества и духовной жизни, распад» (стр. 87). Это положение, думается, можно принять, однако развитие искусства – явление сложное и требует более дифференцированного подхода. В этой же статье говорится, что литература в буржуазном обществе пишется по прямому заказу господствующих классов. И опять-таки можно согласиться с данным утверждением применительно к «массовому» бульварному чтиву, создаваемому на потребу обывателям. Что же касается настоящей литературы, то здесь проблема: положение писателя в буржуазном обществе – чрезвычайно сложна, и об этом неоднократно писали советские исследователи. Подлинный художник, как бы далеко ни зашло его творчество в формальных новациях, объективно не может не отразить сам процесс распада и дегуманизации, присущий современному капиталистическому обществу. Как показала история авангардизма, начиная с 20-х годов это процесс совсем не столь однозначный.

В статье отмечается наличие в современной литературе условных форм от «фанта-романа» до философско-интеллектуальной прозы: «романа-тезиса», «романа притчи», мифологического романа, лирико-экспрессивного и т. д. Но, Думается, вряд ли можно провести строгий водораздел между названными дефинициями, хотя бы между «фанта-романом» с фантастикой и гротеском, притчей и мифологическим романом. Произведения с мифологическим и фантастическим сюжетом чаще всего приобретают характер притчи и параболы. В то же время трудно представить себе значительное современное произведение, не носящее философско-интеллектуального характера. Стремление к такой дифференциации, нормативно-жанровым разделениям характерно и для статей Д. Наливайко, В. Вединой, и для других научных исследований о современном литературном процессе, что, конечно, продиктовано желанием разобраться в особенностях литературного развития, но, вероятно, стоит подумать о более целостном рассмотрении жанровой структуры литературы наших дней.

Как уже было сказано, Д. Наливайко основное внимание уделяет традиционной эпической форме, подчеркивая ее важность и актуальность на примере романов Б. Фенольо «Партизан Джонни», Э. Моранте «История», художественно-документальной прозы А. Де Яко и др. Он пишет: «Художественно-стилевое направление развивается в основном на материале недавнего прошлого, антифашистской борьбы и движения Сопротивления, которому действительно присуще полноценное эпическое содержание» (стр. 104). В то же время современность – «неокапиталистическая действительность» – не дает «эпического материала», «противится эпическим формам выражения» (стр. 105).

Однако и проза, посвященная войне и Сопротивлению, отнюдь не укладывается в традиционную эпическую манеру. Д. Наливайко отмечает переплетение различных жанровых особенностей в наиболее значительных произведениях, например в философско-интеллектуальном романе П. Вольпони «Телесное вещество». Показателен, на мой взгляд, путь такого крупного писателя, участника Сопротивления, как В. Витторини, который, по словам автора, является зачинателем нового творческого течения. Его «Сицилийские беседы» считаются вехой в развитии итальянского реализма. Не менее новаторский характер носит антифашистский роман В. Витторини «Люди и нелюди» с его экспрессивными, концентрированными, переходящими в символ образами.

60 – 70-е годы отмечены появлением отнюдь не традиционного антифашистского романа. Напряжение чувств, боль и гнев, да и сама задача осмысления современного человека в его соотношении с действительностью через военную тематику требовали новых форм выражения.

Современной эпике присуще использование различных форм художественного выражения: мифотворчество, идущее от фольклора или старинных сюжетов, философские иносказания, углубленный психологизм. Все зависит от отношения к действительности, от видения автора и задач, им поставленных.

В известной мере на вопрос о характере новаторства передовой литературы отвечает Ю. Покальчук в статье «Мир Жоржи Амаду». Творчество бразильского писателя дает большие возможности для подобного исследования. Тут и глубинная связь с фольклором, переходящим в мифотворчество, карнавальность, и гиперболизация, отнюдь не противоречащие реалистическому видению мира, а скорее обогащающие их. И чем глубже национальные, народные корни творчества Амаду, тем более обобщенным и общечеловеческим оно становится.

Статья К. Стеценко «В поисках синтетической картины действительности» посвящена новейшему американскому роману. В ней анализируется небольшое количество произведений, которые кажутся автору » наиболее представительными для развития передовой литературы США. Особое место здесь занимает анализ романа Джона Гарднера «Осенний свет».

Для ряда заметных произведений современных американских писателей, считает К. Стеценко, характерно сочетание трагического и комического элементов, так же как и свойственное вообще литературе наших дней соединение факта и художественного вымысла. Важно, что документальный материал и вымысел становятся неотделимыми друг от друга, составляя единую художественную структуру. Это относится, например, к роману Р. Кувера «Публичное сожжение», посвященному судебному процессу над четой Розенберг, где действительные факты сочетаются с вымышленной историей жизни Этель Розенберг.

Недостаточно, по нашему мнению, места уделено в статье К. Стеценко одному из последних романов К. Воннегута «Арестант» («Тюремная пташка»). Следует сказать, что Воннегуту доступны многие художественные средства, разрабатываемые современным искусством. Его «Арестант», где автор обращается к рабочему движению, к процессу Сакко и Ванцетти, довольно непростое произведение. Собственно, все в этой книге направлено против иллюзорных представлений о том, что каждый американец способен устроить свое счастье. Разумеется, можно сказать, что разочарование в американском образе жизни приводит Воннегута к вселенскому пессимизму, как пишет К. Стеценко. Однако вопрос о позиции писателя сложный и требует большего обоснования.

В работе Н. Овчарекко «Реалистический роман Канады. Проблемы и поиски» утверждается, что развитие канадской литературы едет по линии продолжения традиций английских классиков XIX столетия. Это общее положение подтверждается примерами, конкретизирующими процесс персонификации природы в литературе, раскрывающими психологию героев через отношение к пейзажу. Интересны наблюдения автора статьи над различными модификациями отражения этой проблемы. Н. Овчаренко подчеркивает, что в канадском «романе прерий» одиночество человека перед лицом природы дает материал для постановки проблемы отчуждения в мире собственнических отношений.

В совокупности в статьях сборника, посвященных национальным литературам, раскрывается многообразная картина современного литературного процесса. Важно, что многие вопросы решаются непрямолинейно, анализируются писатели сложные и по своей идейной эволюции, и по эстетическим взглядам. К таким писателям принадлежит и Мюриэл Спарк, творчеству которой посвящена статья И. Киенко «Сатирические тенденции в современной английской литературе: Мюриэл Спарк». Задача перед автором статьи стояла непростая: раскрыть творчество писательницы, известной католическими симпатиями и в то же время утверждающей в своих произведениях подлинные человеческие ценности. Исследовательница пишет об особенностях прозы Спарк, в которой заметна ироническая, пародийная струя, присутствуют и элементы мифотворчества.

Острополемична работа З. Либмана и Ю. Шахова «Спекулятивная фантастика» и тупики «тотального обновления». В ней дана содержательная характеристика соотношения современной фантастики с традиционной, с классическим научно-фантастическим романом, привлечено много нового, малоизвестного материала.

Чрезвычайно актуальны статьи, освещающие вопросы идеологической борьбы в критике зарубежных стран. К таким работам относится прежде всего упоминавшаяся статья Т. Денисовой «Реализм contra модернизм», в которой, кроме всего прочего, рассматриваются различные направления неоавангардистской эстетики. Но основной пафос статьи в утверждении реалистических постулатов современной эстетики, преемственности традиций, как реалистических, так и романтических. Именно в гуманистической концепции человека Т. Денисова видит общность критического реализма и социалистического, но при этом решительно подчеркивает, что не следует уничтожать границы между ними. Огромный материал для исследования этой проблемы, считает автор статьи, дает сопоставление опыта национальных литератур с мировым литературным процессом.

Наше представление о развитии марксистской литературной науки, имеющей давние традиции в зарубежном литературоведении, расширяет статья В. Оленевой «Прогрессивная литература США в оценке марксистской критики». В работе рассматривается история марксистской критики в США поэтапно, начиная с 1917 года; раскрывается ее роль в становлении социального романа. В. Оленева говорит о влиянии на развитие американской марксистской критики эстетических идей социалистического реализма. Немаловажное место в статье уделяется борьбе марксистов с идеалистическими направлениями в философии и искусстве.

Вопросам взаимоотношения литературной критики и идеологии во Франции посвящена статья Л. Еремеева «Литература, критика, общество». Анализируя историческое развитие передовой французской критики, Л. Еремеев обрисовывает позицию таких писателей, как Л. Арагон, П. Элюар, понявших ограниченность модернизма и порвавших с ним. Исследователь пишет также о значении творчества А. Барбюса для формирования передовой общественной и эстетической мысли.

Особое внимание в статье уделяется теме труда у таких писателей, как Д. -Е. Клансье, П. Виалар и др. Надо сказать, что рабочая тематика имеет давние традиции во французской литературе (Э. Золя). Здесь следовало бы провести напрашивающиеся аналогии, показать то новое, что внесли современные писатели в разработку столь актуальной проблематики. Разумеется, Л. Еремеев привлекает и материал, направленный против сюрреализма, новых модификаций структурализма и т. д.

Завершает сборник статья Л. Климовой «Современная литература ГДР в оценке западногерманской критики», привлекающая внимание как своей острой полемичностью, так и малоизвестным материалом, который вводится в научный обиход.

В целом, хотя статьи сборника «Контрасты» неравноценны, актуальность такого издания несомненна. Мировой литературный процесс сложен и многообразен. Каждый новый этап в его развитии связан и с новыми художественными открытиями, и с неизбежными потерями. И разобраться в этом необходимо. Очередной выпуск «Контрастов» будет посвящен раскрытию этих процессов на современном материале.

г. Киев

Цитировать

Журавская, И. Контрасты / И. Журавская // Вопросы литературы. - 1985 - №7. - C. 241-246
Копировать