«…Изменив свою раннюю манеру…»
В 1821 году в Кишиневе Пушкин задумывает трагедию о Вадиме, возглавившем в 863 году, согласно преданию, восстание новгородцев против Рюрика. Судя по плану из записной книжки Пушкина, трагедия о Вадиме должна была состоять из пяти актов с острейшими драматическими коллизиями: «друг детства» Вадима Громвал оказывается сторонником «узурпатора» Рюрика; к тому же Громвал – жених Рогнеды, «роковая» любовь к которой приводит Вадима к гибели. По плану место действия первого акта – новгородское кладбище, где влюбленный Вадим в «мрачную ночь» встречается с Рогнедой «близ могилы» ее отца Гостомысла, чтобы убедить Рогнеду убить Громвала: «Ты знаешь Громвала – зарежь его». Главным содержанием второго акта является спор (видимо, в княжеском тереме) варяга Рюрика со славянином Громвалом об их отношении к правам и вольностям новгородцев: «Рюрик и Громвал – презрение к народу самовластия – Громвал его защищает». По плану, события в трагедии достигают кульминации в третьем акте, когда Рогнеда выдает заговорщиков во главе с Вадимом: «Вадим в Новгороде на вече. Вестник – толпа – Рюрик! Рогнеда открывает заговор – бунт – бой – Вадим перед Рюриком». Место действия четвертого акта уже темница, где Вадима посещает Громвал: «Вадим и Громвал, свидание, друзья детства…» Содержания последнего, пятого акта задуманной трагедии о Вадиме Пушкин в этом плане не наметил, но о характере трагической развязки можно, пожалуй, догадываться по летописному известию о Вадиме: «Того же лета оскорбишася новгородцы глаголюще яко быти нам рабом и много зла всячески иострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго и иных много изби новгородцев советников его».
Драматический отрывок трагедии о Вадиме, датируемый в изданиях сочинений Пушкина 1821 – 1822 годами, представляет диалог Вадима с Рогдаем, персонажем, которого в плане нет:
Вадим.
Ты видел Новгород; ты слышал глас народа;
Скажи, Рогдай – жива ль славянская свобода?
Иль князя чуждого покорные рабы
Решились оправдать гонения судьбы?
Рогдай.
Вадим, надежда есть, народ нетерпеливый,
Старинной вольности питомец горделивый,
Досадуя, влачит позорный свой ярем;
Как иноземный гость, неведомый никем,
Являлся я в домах, на стогнах и на вече.
Вражду к правительству я зрел на каждой встрече…
Уныние везде, торговли глас утих,
Встревожены умы, таится пламя в них.
Младые граждане кипят и негодуют –
Вадим, они тебя с надеждой именуют…
Вадим.
Безумные! Давно ль они в глазах моих
Встречали торжеством властителей чужих
И вольные главы под иго преклоняли?
Изгнанью моему давно ль рукоплескали?..
Теперь зовут меня – а завтра может вновь…
Неверна их вражда, неверна их любовь,
Но я не изменю –
К преданию о Вадиме Пушкин обратился, как полагают авторитетные исследователи, в частности Б. Томашевский, под влиянием «первого декабриста» В.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1983