Итоги поисков
Г. Я. Хлебников, Современная чувашская литература, Чувашское книжное изд-во, Чебоксары, 1971, 183 стр.
Со словом «младописьменный» обычно ассоциируется нечто несформировавшееся, находящееся в стадии становления, отсутствие письменных традиций и т. д. Ныне очевидно, что этот утвердившийся в научном обиходе термин весьма приблизительно соответствует тому содержанию, которое вкладывалось в него первоначально. Около ста лет прошло со времени появления первых литературных опытов патриарха чувашской литературы И. Яковлева, но не возрастом определяется внутреннее содержание, национальное своеобразие чувашской литературы, ее роль в народной жизни. От дидактико-нравоучительных рассказов для детей и первых литературных обработок произведений фольклора до многопланового, многопроблемного романа эпопейного характера, концентрирующего чаяния, надежды, тревоги людей нашего времени, – вот путь чувашской литературы, пройденный за один век. Имена таких мастеров слова, как П. Хузангай, А. Талвир, Ф. Уяр, Н. Ильбек, М. Юхма, сегодня известны не только всесоюзному читателю, но и за пределами родины.
В книге Г. Хлебникова главное внимание автора сосредоточено на развитии чувашской литературы за последние пятнадцать лет. Каковы ее успехи? Каковы главные тенденции литературного процесса и его перспективы? Ощутим ли ее вклад в интернациональную культуру и каково ее «лица необщее выражение»?
Книга построена по жанровому принципу, традиционному для чувашского литературоведения. Внимательно, кропотливо, с научной добросовестностью анализирует критик одно произведение за другим, переходя от прозы к поэзии, от поэзии к драматургии. «Вначале значительного художественного успеха добились писатели, разрабатывающие тему прошлого. Здесь литературные традиции оказались сильнее, чем в решении тематики современной», – пишет критик, справедливо отмечая творческие удачи А. Талвира, Ф. Уяра, К.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.