История создания музея-усадьбы В. Г. Белинского
В самом центре г. Белинского (так называется город Чембар с 1948 года) выделяется один квартал. Большую его часть занимает территория Государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского. Главным мемориальным объектом музея является дом Белинских, сохранившийся до наших дней. Глава семьи — Григорий Никифорович Белынский, с семьей приехал сюда, в родные пензенские края, отслужив шесть лет во флоте. Старший его сын, Виссарион, родился в бывшей шведской крепости Свеаборг, находившейся в составе Российской империи с 1809 по 1917 год как одна из баз русского балтийского флота. Современное название Свеаборга — Суоменлинна, это крепость у входа в гавань Хельсинки.
Пензенская губерния была родиной отца Белинского и, вероятно, родиной его предков по отцу. В селе Белынь Нижне-Ломовского уезда в конце XVIII века служил священником его дед Никифор Трифонович, а дьячком — брат деда Алексей Трифонович. Дети и внуки Никифора и Алексея в начале XIX века состояли в причтах разных сельских церквей Нижне-Ломовского и Чембарского уездов, занимая места от священников до пономарей.
В Чембар Белинский был привезен пятилетним мальчиком, и в родительском доме непрерывно жил с 1816 по 1825 год, регулярно бывал на рождественских, пасхальных и летних каникулах с 1825-го по 1830-й, будучи учеником Пензенской гимназии и студентом Московского университета.
Историю дома можно проследить по опубликованным воспоминаниям и документам Пензенского архива. Точная дата его постройки и перехода во владение семьи уездного лекаря Г. Белынского не установлена. Белинские приехали в Чембар осенью 1816 года, а первое упоминание о нем относится к 1818 году.
В «Ведомости, учиненной Пензенской губернии г. Чембара, избранными от сословий депутатами об описи и оценке всех жителей, домов и сколько получают каждый год доходу. Майя 1818 года» под номером 6 значится: «Штаб-лекаря Г. Н. Белынского со всем строением и усадебным местом — 500 рублей, доходу никакого»1.
Место расположения дома установлено из другого источника за тот же 1818 год — из письма чембарского жителя А. Хрущева: «Имел я Пензенской губернии в городе Чембаре деревянный дом с принадлежащими к нему службами, состоящий лицом к торговой площади между домов по правой стороне штаб-лекаря Белынского, а по левую мещанина Брыкина. Августа дня 1818 года»2.
Известно довольно подробное описание усадьбы Белинских со всеми хозяйственными службами, принадлежащее двоюродному племяннику В. Белинского, Д. Иванову, приведенное в его воспоминаниях, написанных по просьбе А. Пыпина в 1873 году, — «Несколько мелочных данных для биографии В. Г. Белинского»: «Внешнее благосостояние семейства было, по-видимому, удовлетворительно: у него (Г. Белынского. — Н. А.) был на базарной площади дом о семи комнатах, довольно обширный двор с сараем, конюшнею и особою кухнею, примыкавшею к заднему входу в дом и отделенною от него большими сенями. Позади двора тянулся довольно обширный огород, засеивавшийся на лето овощами; на огороде была выстроена особая баня, с двумя предбанниками, настолько поместительная и чистая, что могла служить жильем и временным лазаретом для привозимых из деревень больных»3.
Ценным источником в описании усадьбы и внешнего вида дома является рецензия Белинского на книгу М. Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга…», написанная в 1839 году на основе ярких впечатлений детства, проведенного в Чембаре: «…вот вхожу на двор родимого дома с тесовою кровлею, окруженный бревенчатым забором… Вот от ворот до крыльца трехугольный палисадник с акациями, черемуховым деревом и купою розанов… Вот и огород, которому со двора служат оградою погреб и другие службы, с небольшими промежутками частокола, а с остальных трех сторон плетень… Вот и маленькая баня при входе в огород <…> а вот, возле нее, стог сена <…> вот он и весь огород, с своими грядами, с своими подсолнечниками <…> А в доме — там нет ни комнаты, ни места на чердаке, где бы я не читал или не мечтал, или позднее не сочинял…»4
Что касается внутренней планировки дома, то из упомянутых выше воспоминаний Д. Иванова известно, что в доме было семь комнат с отдельной кухней.
В письме Константина Григорьевича брату от 20 августа 1835 года упоминаются три комнаты, названия которых дают полное представление о назначении их: «Что сказать тебе о моем житье-бытье? Живу покуда не худо, даже и хорошо. Занимаю спальную, бабушка занимает детскую, а сестра живет в гостиной, а остальные лекарь Гаврилов…»##Белинский В. Г. Указ. изд.
- ГАПО. Ф. 5. Д. 685. Л. 342. [↩]
- ГАПО. Ф. 34. Оп.1. Д. 275. [↩]
- В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1977. С. 29-30.[↩]
- Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т. III. М.: АН СССР, 1953. С. 206-207.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2012