№1, 2007/Книжный разворот

Ирина Адельгейм. Поэтика «промежутка»: молодая польская проза после 1989 года

Последнее десятилетие минувшего века создало в Польше условия для свободного развития литературной практики и теории. Однако, как и в других странах бывшего социалистического лагеря, этот период оказался вдвойне труден для литературы. С одной стороны, она была призвана формировать язык переживаний человека по отношению к качественно иным социально-политическим ритмам жизни, с другой – в ней самой шли интенсивные процессы возникновения новых творческих импульсов, новых опознавательных делений и поэтик. Исследователи оказываются здесь перед сложной задачей: как проанализировать то, что еще не устоялось на этапе «разрегулирования» прежних распознаваемых стратификации? Какой инструментарий применить для определения писательских намерений, специфики и форм художественного языка поко-ленческих групп, активно заявивших о себе в последние 15 лет?
В польском литературоведении и критике новую прозу 1990-х – начала 2000-х годов условно называют «молодой». Анализу общего опыта молодых сил польской литературы, особенностей литературного быта, мышления и поэтики поколений, чье творческое становление происходило уже в другой – постсоциалистической – стране, посвящена монография И. Адельгейм.
От того, с каких позиций описывается художественный опыт молодой литературы рубежа столетий – с перспективы ее функционирования в обществе или с точки зрения эволюции присущих ей форм, – зависит ответ на вопрос, о котором в польских профессиональных кругах продолжается спор: считать ли 1989 год «переломом» или «продолжением» литературной активности. Излагая мнения польской критики и литературоведения, И. Адельгейм выдвигает свою концепцию: у литературы как непрерывно развивающегося и самообновляющегося интеллектуального языка не бывает ни сломов, ни тупиков, которые являются порождением сознания людей, создающих и воспринимающих литературу. В непрерывности литературного процесса реально пережитый литературой перелом правильнее рассматривать как «промежуток», когда в художественном языке начинается активное привыкание к новым понятиям и представлениям, касающимся мироустройства.
Это суждение в книге солидно аргументировано. Найдены знаки общности дебютантов тех лет, обрисованы формы, которые эти знаки принимают. Проявляются они в основном в тематической сфере: реалии постсоциалистической повседневности; контрасты современной польской жизни; пространство и время как признаки эпохи, в том числе пространство и время идеологии; предметный мир, типология вещи и многое другое. Прослежены объединительные мотивы – сновидений, интереса прозы 90-х к биологической стороне жизни человека и другие.
Иные опознавательные знаки залегают на большей глубине: в сфере идей (например, соотнесение Центральной Европы, частью которой является Польша, с Западом и Востоком, вымышленное литературное пространство, характерное для прозы «малой родины») и психологических моделей восприятия действительности (глава «Пространство и время: на границе общего и личного»-). Наблюдения и выводы И. Адельгейм вызывают большой интерес и, сохраняя свою самостоятельность в плане избранной темы, могут служить аргументами при рассмотрении более общих (и не до конца решенных польскими литературоведами) проблем, связанных с дефиницией национальной литературы, самоидентификацией литературы эмиграции, их взаимоотношениями и ролью в укреплении культурной идентичности нации.
В главе «Конструкция текста» сгруппированы все основные случаи «работы» художественного языка молодой прозы, в частности: сюжетное и несюжетное повествование; фрагментарность как тема, переживание, принцип связи и показатель литературного сознания; автобиографизм как наджанровая категория и один из способов прочтения произведения, осознанная «литературность» прозы 90-х.
Одной из исходных точек отсчета в попытке определить цельность поэтики молодой прозы становятся в монографии проблемы самопознания и связанные с этим инновации в передаче самоощущения отдельной личности, в изображении персонажей и психологии героя (глава «Герой: на пути к новой концепции человека»). Проясняя суть и характер новшеств прозы, автор видит в целом ряде текстов основные признаки эстетики постмодернизма и его сугубо польские вариации (глава «Между модернизмом и постмодернизмом»).
В книге обильно представлен текстовой материал (126 произведений 47 авторов), что абсолютно оправданно, более того – необходимо, учитывая, что до нашего читателя (даже полонистов, не говоря уже о более широкой аудитории) молодая польская проза, как, впрочем, и вся современная польская литература, доходит в ничтожно малом объеме из-за трудностей ее распространения в России.
Весомость монографии придают биобиблиографические справки об авторах (в виде самостоятельной рубрики) с краткими сведениями о творческом пути. Кроме того, отдельным списком приводятся все анализируемые художественные произведения с указанием (имеющим принципиальное значение) даты первой публикации и русских переводов, а это основа для создания в будущем справочного издания на русском языке, потребность в котором очевидна.

В. ТИХОМИРОВА

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2007

Цитировать

Тихомирова, В. Ирина Адельгейм. Поэтика «промежутка»: молодая польская проза после 1989 года / В. Тихомирова // Вопросы литературы. - 2007 - №1. - C. 368-369
Копировать