И. С. Тургенев в творческой рецепции и оценках А. П. Чехова
Вероятно, каждый чеховед в той или иной мере сталкивался с постановкой вопроса о творческих связях Чехова. Как любой большой писатель, он не мог обойти опыт, накопленный предшествующей литературой. Важной задачей для исследователя является рассмотрение этой проблемы в правильной перспективе.
Вопрос о художественных параллелях творчества Тургенева и Чехова не раз поднимался в отечественной науке о литературе1. Однако исследовательский вопрос не закрыт и окончательного решения пока не получил.
Уже в самом начале творческого пути Чехова сравнивали с Тургеневым, и эти сравнения снова и снова повторялись в критике и в письмах читателей к Антону Павловичу. В чеховских произведениях с удивительной легкостью находили тургеневское начало, даже там, где, казалось бы, тургеневского не было вовсе. Сопоставления эти были весьма поверхностны, отмечались в основном внешние сходства (лиризм, сюжетные и образные переклички, схожесть в описании природы и т. п.). Как бы то ни было, сопоставления преследовали Чехова на протяжении всей жизни и продолжаются до сих пор.
Д. Григорович, одним из первых разглядевший талант Чехова, ознакомившись со сборником «В сумерках», писал Чехову из Ниццы:
Рассказ «Мечты» мог написать только истинный художник <…> все правда, все как должно быть на самом деле <…> при описании картин и впечатлений природы: чуть-чуть тронуто – а между тем так вот и видишь перед глазами; такое мастерство в передаче наблюдений встречается только у Тургенева и Толстого (описания такие в «Анне Карениной») [Переписка... 1984: 31].
Подобные же мысли по поводу этого сборника высказывал и поэт А. Плещеев: «Когда я читал эту книжку, передо мной незримо витала тень И. С. Тургенева. Та же умиротворяющая поэзия слова, то же чудесное описание природы» [Литературное... 1960: 294]. Одна из современниц (А. Андреева), восторженно отзываясь о «Доме с мезонином», писала Чехову: «Там столько тонкой поэтической прелести, такие тургеневские черты…» [Чехов: IX, 493].
Такие «тургеневские» параллели сопровождали Чехова на протяжении всего творческого пути.
Известно, однако, что самого писателя эти уподобления неизменно раздражали. В воспоминаниях И. Бунина есть характерная фраза, произнесенная Антоном Павловичем: «И меня допекали «тургеневскими нотами»» [А. П. Чехов... 1954: 190]. В слове «допекали» отчетливо звучит раздражение. В письме к В. Немировичу-Данченко Чехов прямо выражает свое отношение к подобным аналогиям:
В «Русских ведомостях» видел статью насчет «Обломова»2, но не читал; мне противно это высасывание из пальца, пристегивание к «Обломову», к «Отцам и детям» и т. п. <…> Подобных статей я не читаю, чтобы не засорять своего настроения… [Чехов: VIII (П), 319]
Чехова удивляло и возмущало абсолютное непонимание смысла и направления его творческих исканий. По его мнению, сравнения с Тургеневым и другими писателями только усугубляли это непонимание:
Странно пишут обо мне. Никогда просто о Чехове. Всегда о Чехове в сравнении с кем-нибудь. Прежде писали: «Чехов и Тургенев», «Чехов и Короленко», даже «Чехов и Мопассан». Теперь стали писать: «Чехов и Горький», «Чехов и Андреев»3.
Сам ряд перечисленных имен показывает, с какими вариациями трактовок собственного творчества спорит Чехов, отстаивая свою писательскую независимость.
Однако были уже и среди современников Чехова те, кто признавал, что он писатель вполне самостоятельный. Л. Толстой, высоко ценивший литературный талант и творческую оригинальность Чехова, писал: «Замечательно, что он никому не подражает и идет своей дорогой»## В отзыве о писателе Лев Толстой уточняет направление его исканий:
- Назовем наиболее важные работы: [Семанова 1957; Громов 1959; Бялый 1962; Шаталов 1974; Паперный 1987; Катаев 1989; Сахаров 2002; Тюхова 2005].[↩]
- Упомянута статья И. Игнатова о постановке «Дяди Вани» [Игнатов 1899]. Критик проводит аналогию между Войницким и Обломовым. Немирович-Данченко писал Чехову, что подобное сравнение он слышал ранее от одного из актеров Художественного театра – А. Санина. – Г. Г. [↩]
- Цит. по: [Петров 1910: 279]. Ср. чеховское высказывание, записанное в 1902 году А. Сувориным: «Прежде говорили: Чехов и Потапенко, я это пережил. Теперь говорят: Чехов и Горький» [Суворин 2015: 294].[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2018
Литература
А. П. Чехов в воспоминаниях современников / Под общ. ред. И. Л. Бродского и др. 2-е изд. М.: Гослитиздат, 1954.
А. П. Чехов в воспоминаниях современников / Подгот. текста и примеч. Н. И. Гитович, И. В. Федорова. М.: Гослитиздат, 1960.
Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского до Чехова. Статья первая // Батюто А. И. Избранные труды. СПб.: Нестор-История, 2004. С. 830–858.
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 тт. / Ред. В. Десницкий. Т. 1. М.: АН СССР, 1953.
Бялый Г. А. И. С. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962.
Головачева А. Г. Тургеневские мотивы в «Чайке» Чехова // Филологические науки. 1980. № 3. С. 8–14.
Громов Л. П. Чехов и его великие предшественники // Великий художник: Сб. ст. / Ред. Ю. Саакьян. Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд., 1959. С. 90–100.
Дерман А. Творческий портрет Чехова. М.: Мир, 1929.
Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 8: А. П. Чехов. М.: Госполитиздат, 1941.
Игнатов И. Семья Обломовых. По поводу «Дяди Вани» А. П. Чехова // Русские ведомости. 1899. 24 ноября.
Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: МГУ, 1989.
Литературное наследство. Т. 68: Чехов / Ред. Н. А. Роскина и др. М.: АН СССР, 1960.
Литературное наследство. Т. 87: Из истории русской литературы и общественной мысли. 1860–1890-е гг. / Ред. А. Н. Дубовиков и С. А. Макашин. М.: АН СССР, 1977.
Паперный З. С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова // И. С. Тургенев в современном мире: Сб. ст. / Отв. ред. С. Е. Шаталов. М.: Наука, 1987. С. 127–135.
Переписка А. П. Чехова. В 2 тт. Т. 1 / Сост. и коммент. М. П. Громова, А. М. Долотовой, В. В. Катаева. М.: Художественная литература, 1984.
Петров Г. Светлая чайка // Чеховский юбилейный сборник: 1860–1910 / Сост. М. Семенов, Н. Тулупов. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1910. С. 279–297.
Сахаров В. И. Высота взгляда (Тургенев и Чехов) // Сахаров В. И. Русская проза XVIII–XIX веков. Проблемы истории и поэтики. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 197–215.
Семанова М. Л. Тургенев и Чехов // Уч. зап. Ленинградского пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 134. 1957. С. 177–223.
Сергеенко П. А. Толстой и его современники. М.: Изд. В. М. Саблина, 1911.
Суворин А. С. Дневник. М.: Терра; Книжный клуб «Книговек», 2015.
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи // Спасский вестник. 2005. № 12. С. 158–165.
Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем в 30 тт. / Гл. ред. Н. Бельчиков. М.: Наука, 1974–1982.
Чудаков А. П. Слово – вещь – мир: От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. М.: Современный писатель, 1992.
Шаталов С. Е. Черты поэтики (Чехов и Тургенев) // В творческой лаборатории Чехова / Ред. Л. Д. Опульская и др. М.: Наука, 1974. С. 296–310.