№3, 2014/Книжный разворот

Хроника рода Достоевских / Под ред. И. Л. Волгина; Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-биографические очерки

Хроника рода Достоевских / Под редакцией И. Л. Волгина (Руководитель проекта); Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-биографические очерки. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с., илл.

Имя Игоря Волгина — историка, поэта, публициста — хорошо знакомо широкой публике по его активному участию в различных ток-шоу и авторским программам на радио и телевидении. Помимо прочего, его также можно назвать одним из самых заметных российских достоевистов последних 20 лет. Первый президент Российского общества Достоевского, вице-президент Международного общества Достоевского, президент Фонда Достоевского, организатор многих международных конференций гуманитариев, Игорь Волгин на протяжении десятилетий не только собирает факты и всевозможные сведения о Достоевском, но и объединяет людей, которые занимаются изучением наследия писателя и его личности.

Название сборника очень точно отражает его жанр — это в полной мере Хроника, почти что в средневековом смысле, когда последующий хроникер создавал свою историю как бы заново, включая в нее труды своих предшественников, добавляя новые сведения, вставляя разнородные материалы. В этом смысле у книги есть и другие авторы, кроме Волгина, чье имя вынесено на обложку: прежде всего, М. Волоцкой, но, кроме того, крупнейшие на сегодня специалисты по биографии писателя и истории его рода — Б. Тихомиров и Н. Богданов, а также иные собиратели фактов и документов…

Однако «Хроника рода Достоевских» под редакцией Волгина — это не расширенное и дополненное переиздание труда Волоцкого (увидевшего свет восемьюдесятью годами ранее под таким же названием), но новая Хроника, растворившая в себе прежнюю, а заодно и множество материалов современных исследователей.

Волгин, выступивший руководителем научной группы, подготовившей издание, сочетает в себе иногда мирно и продуктивно сосуществующих, а иногда яростно и жестоко борющихся друг с другом — историка и поэта. С первой же страницы он стремится поразить читателя витиеватой игрой метафор не то историософа, не то национального сказителя. Так, предисловие к «Хронике» названо «Сагой о Достоевских», а начинается эта Сага/Хроника с цитаты из Честертона о том, что «нелегко сообщать факты, так и тянет их извратить» (вспоминается признание хроникера в романе «Бесы»: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде, точно так, как они произошли, и не виноват, если они покажутся невероятными»). Рассуждения о появлении Ф. Достоевского в «случайной игре слепых исторических сил» (с. 5) соседствует с выводом о том, что «все 500-летнее существование рода, к которому он принадлежит, заключает в себе некий провиденциальный смысл» (с. 9). Сложное сочетание частного и национального, достоверного и вымышленного, бытового и чудесного, человеческого и божественного определяет причудливый тон всей книги.

Кто-то из рецензентов как-то заметил, что каждая последующая книга Игоря Волгина неизменно выходит толще и больше предыдущей. В этом смысле, новая его книга своими 1232-я страницами, кажется, побила все предыдущие рекорды. Сам Волгин в предисловии не без некоторой гордости пишет, что книга «более чем в три раза превышает по объему классический труд М. В. Волоцкого» (с. 3). Количественный подход дает о себе знать и в аннотации к книге: «В поколенческих росписях даны сведения более чем о 600 персоналиях (что почти вдвое больше их количества в «Хронике» М. В. Волоцкого 1933)».

Такая исследовательская работа, безусловно, заслуживает уважения, и пафос рассуждений автора о том, что «сам Достоевский в известном смысле есть наш национальный и культурный архетип, своеобразная модель русской истории, то есть та почва, на которой взросло его родовое древо, оказывается удивительным образом приуготовлена для того, чтобы дать такой замечательный плод» (с. 5), имеет отчетливые аналогии с пафосом Торы (недаром, пять великих романов Достоевского многие исследователи сравнивают именно с Пятикнижием Моисеевым). В начале четвертой книги Моисея «Числа» как раз описано то, как «взял Моисей и Аарон мужей сих, которые названы поименно, и собрали они все общество в первый день второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по числу имен…» (Числ. 1:17-18). Только израильтян, после 430 лет пребывания их в Египте, было насчитано более 600 тысяч, а Достоевских, за более чем 500-летнюю историю рода, пока что исчислено чуть более 600 человек… Очевидно, что эта работа еще не завершена.

По иронии судьбы, публикация «Хроники», выхода которой в научном сообществе ожидали с нетерпением, оказалась особенно актуальной и даже злободневной в свете событий ноября 2013 года, когда в Москве прошел съезд писателей, известный как Российское литературное собрание, с участием президента РФ. Вели это мероприятие потомки и родственники Льва Толстого, Солженицына, Лермонтова, Шолохова, Пастернака и… Достоевского! На самом высшем уровне была предпринята попытка легитимизировать право родственников великих писателей говорить от их имени, как бы освящая собственные слова и мнения авторитетом своих далеких предков.

Стремление найти некие общие черты, присущие большому числу представителей рода Достоевских, прослеживается в сопроводительных материалах к «Хронике» у самых разных авторов. Так, Б. Тихомиров в замечательной работе «Ревность Достоевских» пишет о «повторяемости патологических проявлений ревности у мужчин по крайней мере в четырех поколениях Достоевских» (с. 887). М. Волоцкой в главе «Опыт характерологического анализа рода» отмечает, что «любовь к подробностям, являясь одной из основных черт в семейной характерологии Достоевских <…> играет столь же большую роль и в творчестве самого Достоевского» (с. 932). Н. Богданов в основательной статье «Михаил Волоцкой и его «Хроника рода Достоевских»», в частности, выделил свойственную Достоевским музыкальную одаренность (с. 957) и т. д.

Сама «Хроника» представляет собой полезный справочник, в котором можно быстро найти сведения о том или ином человеке. Для дополнительного удобства в конце книги также размещен именной алфавитный указатель. При этом научное изложение материала в «Хронике», опирающееся на документальные свидетельства, нисколько не вредит занимательности текста, наоборот, делает его живым и приближенным к эпохе, в которую жил тот или иной человек. К примеру, в статье о правнуке писателя Дмитрии Андреевиче Достоевском читаем воспоминание правнука о себе самом: «Только к полувековому возрасту проявилось желание писать рассказы, в основном воспоминания детства. Если не получалось, порой терял сон и писал ночи напролет. Нашел свою нишу в достоеведении, занявшись изучением родословия Достоевских. Достаточно хорошо знаю биографию Ф. М. и воспринимаю его жизнь и его произведения порой как-то по-особому, чуть ли не «на генном уровне», наследуя от предка многое в своем характере и отношении к жизни» (с. 567).

Еще одно достоинство книги — многочисленные иллюстрации (фотографии членов рода, а также копии документов). Все они представлены в черно-белом формате.

Наконец, отдельного внимания заслуживает цикл из 11 историко-биографических очерков Игоря Волгина «Родные и близкие», часть из которых была опубликована в журнале «Октябрь» в 2006-2009 годах под общим названием «Сага о Достоевских» или представлена в виде докладов на международных конференциях. В книге журнальное название цикла послужило заглавием для вступительной статьи, а сам цикл стал своего рода еще одним дополнением к «Хронике».

Очерки о родных и близких Достоевского сильно отличаются друг от друга и по объему (от 3 до 40 страниц), и по тематике (8 очерков формально посвящены конкретным людям из окружения Достоевского, а еще 3 — отдельным моментам и периодам биографии писателя), и по стилю написания (от более сдержанного, собственно историко-биографического, до непринужденно публицистического). Названия очерков не всегда в полной мере определяют их содержание. К примеру, очерк «»Брат, столько лет сопутствовавший мне…» (Михаил Михайлович)», посвященный старшему брату писателя, имеет сложную структуру: от краткого рассказа о «судьбе Мих-Миха» автор переходит к фрагментарному рассказу о его потомстве, упоминая в ходе дальнейшего повествования события «Великого Октября», Суэцкого кризиса и… собственного симпозиума, посвященного 500-летию рода Достоевских (цитируя в этом же очерке благодарственные слова в собственный адрес праправнучки М. Достоевского Н. Владиславлевой), рассказывая о работе над «Хроникой» и т. д. Подобная размытость формы и смешение разноплановых предметов описания несколько компенсируются легким и выразительным языком автора, наиболее полно раскрывшимся в очерках, посвященных женам и пасынку писателя.

Вызывают недоумение и особые авторские выделения неких «ключевых слов» практически на каждой странице текста очерков: «фигурант», «творит», «томлений», «расхожая формула», «брат Ильича», «пассия», «отлуп» и др. Не всегда понятно, зачем так жестко акцентировать внимание читателя на этих словах, тем более что подобных выделений зачастую приходится по 3-4 на страницу.

Сложно говорить о едином отношении к такого рода разносоставным изданиям. Можно не соглашаться с какими-то рассуждениями и выводами Волгина, которые, будучи вплетенными в широкий литературный и исторический контекст, провоцируют на полемику по самым разным вопросам. Но в целом выход «Хроники рода Достоевских» — это, несомненно, значимое событие в науке о Достоевском, обогащающее наше знание о писателе и его роде и вводящее в научный оборот немало новых фактов и наблюдений. Вместе с тем явная незавершенность проекта, который с дальнейшими разысканиями потребует все новых исправлений, уточнений и дополнений, ставит важной задачей перенесение его в электронный формат, в виде некой интернет-энциклопедии, в которой в режиме онлайн коллективу авторов было бы проще периодически обновлять уже существующие статьи и создавать новые.

Н. ПОДОСОКОРСКИЙ

г. Великий Новгород

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014

Цитировать

Подосокорский, Н.Н. Хроника рода Достоевских / Под ред. И. Л. Волгина; Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-биографические очерки / Н.Н. Подосокорский // Вопросы литературы. - 2014 - №3. - C. 396-399
Копировать