Хроника рода Достоевских / Под ред. И. Л. Волгина; Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-биографические очерки
Хроника рода Достоевских / Под редакцией И. Л. Волгина (Руководитель проекта); Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-биографические очерки. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с., илл.
Имя Игоря Волгина — историка, поэта, публициста — хорошо знакомо широкой публике по его активному участию в различных ток-шоу и авторским программам на радио и телевидении. Помимо прочего, его также можно назвать одним из самых заметных российских достоевистов последних 20 лет. Первый президент Российского общества Достоевского, вице-президент Международного общества Достоевского, президент Фонда Достоевского, организатор многих международных конференций гуманитариев, Игорь Волгин на протяжении десятилетий не только собирает факты и всевозможные сведения о Достоевском, но и объединяет людей, которые занимаются изучением наследия писателя и его личности.
Название сборника очень точно отражает его жанр — это в полной мере Хроника, почти что в средневековом смысле, когда последующий хроникер создавал свою историю как бы заново, включая в нее труды своих предшественников, добавляя новые сведения, вставляя разнородные материалы. В этом смысле у книги есть и другие авторы, кроме Волгина, чье имя вынесено на обложку: прежде всего, М. Волоцкой, но, кроме того, крупнейшие на сегодня специалисты по биографии писателя и истории его рода — Б. Тихомиров и Н. Богданов, а также иные собиратели фактов и документов…
Однако «Хроника рода Достоевских» под редакцией Волгина — это не расширенное и дополненное переиздание труда Волоцкого (увидевшего свет восемьюдесятью годами ранее под таким же названием), но новая Хроника, растворившая в себе прежнюю, а заодно и множество материалов современных исследователей.
Волгин, выступивший руководителем научной группы, подготовившей издание, сочетает в себе иногда мирно и продуктивно сосуществующих, а иногда яростно и жестоко борющихся друг с другом — историка и поэта. С первой же страницы он стремится поразить читателя витиеватой игрой метафор не то историософа, не то национального сказителя. Так, предисловие к «Хронике» названо «Сагой о Достоевских», а начинается эта Сага/Хроника с цитаты из Честертона о том, что «нелегко сообщать факты, так и тянет их извратить» (вспоминается признание хроникера в романе «Бесы»: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде, точно так, как они произошли, и не виноват, если они покажутся невероятными»). Рассуждения о появлении Ф. Достоевского в «случайной игре слепых исторических сил» (с. 5) соседствует с выводом о том, что «все 500-летнее существование рода, к которому он принадлежит, заключает в себе некий провиденциальный смысл» (с. 9). Сложное сочетание частного и национального, достоверного и вымышленного, бытового и чудесного, человеческого и божественного определяет причудливый тон всей книги.
Кто-то из рецензентов как-то заметил, что каждая последующая книга Игоря Волгина неизменно выходит толще и больше предыдущей. В этом смысле, новая его книга своими 1232-я страницами, кажется, побила все предыдущие рекорды.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014