Хроника
С. КОЗЛОВ
В ОТДЕЛЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА АКАДЕМИИ НАУК СССР
В целях дальнейшего развития советской науки о литературе и повышения ее роли в культурном строительстве Отделение литературы и языка АН СССР разработало перспективный план научных исследований в области литературоведения на 1959 – 1965 годы.
Перспективным планом на 1959 – 1965 годы, рассмотренным и одобренным общим собранием Отделения литературы и языка АН СССР, определены следующие важнейшие научные направления: «Основные вопросы марксистско-ленинской эстетики и теории литературы», «Этапы развития реализма и социалистического реализма в мировой литературе», «Закономерности возникновения и исторического развития национальных литератур, их взаимосвязи и взаимодействия», «История и теория народно-поэтического творчества».
Предусматривается, в первую очередь, изучение ведущих эстетических и теоретико-литературных проблем. Усилия ученых будут направлены на разработку вопросов специфики искусства, отличающей его от других форм общественного сознания, а также специфики отдельных видов и жанров искусства и литературы, изучение основных категорий эстетики и литературоведения, проблемы художественного метода и мировоззрения. Важное место здесь должны занять исследования вопросов поэтики и стилистики, находящихся как бы на стыке литературоведения и лингвистики. Институты Отделения литературы и языка запланировали ряд исследовательских работ в этой области. Так, Институт мировой литературы поставил своей задачей подготовить следующие коллективные труды: «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (время выполнения- 1959 – 1962); «Специфика литературы и отдельных видов искусства» (1960 – 1964), подготовку этого труда ИМЛИ будет осуществлять совместно с секторами эстетики Института философии и Института истории искусств АН СССР; «Многообразие стилей в литературе социалистического реализма и традиции классической литературы» (1960 – 1964); «Творческий метод и индивидуальный стиль писателя» (1959 – 1962) и др.
Обширный круг проблем, имеющих не только большое теоретическое, но и политическое значение в плане борьбы с реакционной буржуазной идеологией и различными проявлениями ревизионизма, охватывает научное направление «Этапы развития реализма и социалистического реализма в мировой литературе».
Разработка советскими учеными проблемы реализма как творческого метода будет способствовать созданию подлинно научного представления об истории мировой литературы. Изучение реализма неразрывно связывается с исследованием проблем социалистического реализма – наиболее передового творческого метода как с точки зрения художественного познания действительности, так и активного воздействия на нее. В свете выступлений Н. С. Хрущева по вопросам литературы и искусства предполагается углубленная разработка творческой практики социалистического реализма, в частности вопроса о различных этапах развития этого метода, о многообразии стилей и форм его, об утверждающем и критическом началах в социалистическом реализме и др. Планом предусматриваются работы, – которые должны дать глубокое освещение особенностей отдельных этапов и течений в развитии реалистической литературы, способствовать раскрытию эстетического своеобразия каждого большого писателя. Среди них коллективные труды: «Этапы реализма в развитии национальных литератур» в трех томах (ИМЛИ, 1960 – 1965), «Реализм и его соотношение с другими творческими методами» (ИМЛИ, 1959 – 1960), «Проблемы реализма в русской классической литературе» (ИРЛИ, 1959 – 1964), «История русского романа» в двух томах (ИРЛИ, 1958 – 1960). Продолжением этого труда явятся исследования: «Этапы развития русского советского романа» (ИМЛИ), «Формирование и утверждение социалистического реализма в русской литературе» в двух томах (ИМЛИ, 1959 – 1965), «История советской драматургии» в двух томах (ИМЛИ, 1959 – 1962), «Генезис социалистического реализма в зарубежных литературах» (ИМЛИ, 1959 – 1963) и ряд других.
Следующим литературоведческим направлением, во многом связанным с охарактеризованными выше, является «Закономерности возникновения и исторического развития национальных литератур, их взаимосвязи и взаимодействия».
Советское литературоведение проделало значительную работу в этой области.
В качестве примера осуществленных только в последнее время наиболее крупных коллективных трудов по истории отдельных национальных литератур следует назвать десятитомную «Историю русской литературы» (ИРЛИ), которая при всех своих недостатках может рассматриваться как первый опыт марксистского освещения истории русской литературы на всем протяжении ее существования. Завершена и находится в производстве двухтомная «История русской критики» (ИРЛИ).
Институтом мировой литературы имени А. М. Горького совместно с Институтами Академий наук союзных республик и филиалов АН СССР создан ряд очерков национальных литератур советского периода (украинской, белорусской, якутской, литовской, мордовской, таджикской, латышской). В них дано обобщение богатого опыта развития национальных литератур в условиях советского строя.
Вышел в свет третий и последний том «Истории английской литературы» (ИМЛИ), которым завершается трехтомная фундаментальная работа, освещающая историю английской литературы от ее истоков до наших дней.
Закончена четырехтомная «История французской литературы» (ИМЛИ). В 1956 – 1957годах подготовлены II и IV тома. Этот труд охватывает литературный процесс во Франции от раннего средневековья до наших дней. В «Истории французской литературы» разработан ряд проблем, которые до этого издания не затрагивались в исследованиях подобного рода. Так, несколько глав посвящены литературе французской революции 1789 года, литературе Парижской Коммуны и т. д. В 1957 году завершена подготовка серии «Писатели стран народной демократии» (ИМЛИ), состоящей из четырех выпусков.
Однако изучение национальных литератур в их связях и взаимодействиях все еще ведется у нас недостаточно.
Проблематика исследований этого направления перспективного плана определяется задачами выяснения закономерностей развития отдельных литератур в их национальном и историческом своеобразии и необходимостью разработки вопросов взаимодействия и взаимного обогащения литератур в процессе общего исторического развития. Советские ученые должны будут показать принципиальное методологическое отличие подхода к данной проблеме со стороны марксистского литературоведения от различных направлений буржуазной сравнительно-исторической литературной науки. Эти задачи будут решаться в ряде конкретных историко-литературных исследований, в трудах, раскрывающих широкие международные связи литературы нашей страны с литературами других стран. Среди них монографическое исследование «Закономерности развития русской литературы XVII-XIX веков» (ИМЛИ, 1959 – 1964), коллективный труд «История русской литературыXIX века» в четырех томах (ИРЛИ, 1950 – 1965), коллективные труды по истории зарубежных литератур (итальянской, США, литератур скандинавских стран и стран Латинской Америки, Индии, Пакистана и других стран Востока – ИМЛИ).
Литературные взаимосвязи и взаимодействия будут темой следующих работ: «Проблема литературных связей и взаимодействий» (ИМЛИ, колл. труд, 1959 – 1963), монографическое исследование «Русская литература XVIII века в ее международных связях» (ИРЛИ, 1959 – 1965), «Проблемы взаимосвязей и взаимовлияний в славянских литературах» (ИМЛИ и Институт славяноведения АН СССР, 1963 – 1965).
Для определения характерных черт литературного процесса XX века в СССР и за рубежом имеют особое значение работы, посвященные изучению международной роли советской литературы. Эти вопросы будут рассмотрены в коллективных трудах: «Горький и мировая литература» (ИМЛИ, 1960 – 1964), «О международных связях советской литературы» (ИМЛИ, 1960 – 1963), «Мировое значение русской советской литературы» (ИРЛИ, 1959 – 1960) и др.
Глубокий интерес литературной науки к народному творчеству вытекает из самой сущности социалистической идеологии. За годы советской власти советскими фольклористами осуществлена значительная работа по собиранию, публикации и изучению произведений народного творчества. Основные положения материалистической эстетики, богатое наследие революционно-демократической критики определили направление работ наших фольклористов, помогли им в борьбе с буржуазной методологией (теория заимствования, историческая школа и др.).
За последнее время появился ряд исследований, посвященных истории фольклора отдельных народов Советского Союза (русского, украинского, грузинского, казахского и др.), а также отдельным жанрам фольклора.
Однако до сего времени советская фольклористика еще не разработала некоторых важных вопросов, касающихся как публикации памятников народного творчества, так и теории фольклора.
Перспективным планом предусматривается издание многотомного свода «Памятники русского фольклора» (ИРЛИ) и серии «Памятники эпоса народов СССР» (ИМЛИ), в которую войдет издание украинских дум, армянского эпоса «Давид Сасунский», грузинского эпоса «Амирани», узбекского эпоса «Алпамыш», эпоса «Дэдэ-Коркут» тюркоязычных народов, азербайджанская и туркменская версии эпоса «Кер-Оглы», киргизского эпоса «Манас», а также издание других образцов народного творчества.
Институтами Отделения будут подготовлены научные труды: «Очерки по народному героическому эпосу» (ИМЛИ, 1959 – 1965), «Пути развития русского историко-песенного фольклора в XIII-XVI веках» (ИРЛИ), «Русская крестьянская песня» (ИРЛИ), «История русской фольклористики в XIX и начале XX века» (ИРЛИ, 1959 – 1961) и другие работы.
Кроме перечисленных разработок, будут проводиться исследования в области истории филологической науки, античной филологии, текстологии и по другим отраслям литературоведения.
А. РОЗЕН
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СТИЛИСТИКИ
В апреле месяце этого года в 1-м Московском государственном педагогическом институте иностранных языков состоялась двухдневная конференция, посвященная методам исследования языка и стиля писателя. На конференции были заслушаны доклады А. Ефимова (МГУ) «О некоторых понятиях стилистики художественной речи» и Э. Ризель (1-й МГПИИЯ) «Изучение языка и стиля художественного произведения (задачи и методы)».
В своем докладе А. Ефимов подробно остановился на определении понятия художественной речи и на уточнении таких стилистических категорий, как экспрессивность (выразительность), образность и художественность. Докладчик считает, что категория экспрессивности представляет собой более широкое понятие, чем образность и художественность, ибо она обладает значительно большим количеством языковых примет. Экспрессивность необязательно связана с образностью. В свою очередь образность речи включает, помимо экспрессивности, еще и картинность, красочность ассоциации и аналогии с выразительными образами.
Далее А. Ефимов остановился на принятом в стилистике методе семантико-стилистического анализа словесной ткани. Этот метод предполагает исследование того, что из речевых средств общенародного языка отбирается писателем, как эти средства употребляются и зачем, с какой целью они используются в каждом отдельном случае. До сих пор при изучении языка писателя особенное внимание уделялось изучению лексики и фразеологии. Метод семантико-стилистического анализа может и должен быть распространен на изучение всех компонентов языка писателя, в особенности на синтаксис.
При изучении синтаксиса писателя исследователи обычно рассматривают некоторые традиционные «синтаксические фигуры», известные нам из риторики, поэтики и теории литературы, хотя эти фигуры далеко не исчерпывают всего арсенала выразительных средств синтаксиса. Поэтому ближайшей задачей является выявление, четкое определение и изучение единиц стилистического синтаксиса.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.