Hommage Бодлеру. К. Бальмонт, Эллис, В. Брюсов, И. Северянин
В эпоху Серебряного века в России поистине культовой фигурой становится Шарль Бодлер. Способы высказать свое отношение к нему широко варьируются: осмысление поэзии Бодлера в критике, переводы, развитие его художественных принципов в собственном творчестве, переработка тем и мотивов и даже иногда копирование модели поведения. Вершиной восторженного восприятия автора «Цветов зла» являются стихотворения-медальоны, в поэтической форме обозначающие отношение к великому французу его почитателей.
Хронологически открывает эту галерею К. Бальмонт — стихотворением «К Бодлеру» из раздела «Антифоны» (сборник «Горящие здания. Лирика современной души», 1899).
Вслед ему выступает самый страстный поклонник Бодлера в России Эллис (Л. Кобылинский): стихотворения «Бодлеру» и «К Бодлеру» помещены им в сборнике переводов «Цветов зла» — «Иммортели»1 (1904). Читатель приглашен познать «прелесть зла и ужас красоты».
Брюсовское стихотворение «Бодлер» входит в раздел «Из книг» сборника стихов «Mea» (1922-1924). Сонет И. Северянина, написанный им в 1926 году, — десятый в книге сонетов и вариаций о поэтах, писателях и композиторах «Медальоны» (Белград, 1934).
Таким образом, стихотворения Бальмонта и Эллиса написаны в период наибольшей популярности Бодлера в России, когда он мыслился предтечей символизма. Брюсов и Северянин откликнулись на культ Бодлера в своих заключительных книгах. Это было своеобразным подведением итогов, переосмыслением своего отношения к прежнему кумиру.
Традиция медальонов Бодлеру пришла в Россию из Франции. В 1896 году вышла «Гробница Шарля Бодлера»2, где тридцать девять писателей — среди которых С.
- Эллис. Иммортели. Вып. 1 // Шарль Бодлер. М., 1904.[↩]
- Le Tombeau de Charles Baudelaire. Ouvrage publiе avec la collaboration de Stеphan Mallarmе. Paris: Bibliothfque artistique et littеraire, 1896.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2009