Григорий Сковорода в Харьковском коллегиуме
А. Ніженець, На зламі двох світів. Розвідка про Г. І. Сковороду і Харківський колегіум, «Прапор», Харків, 1970, 207 стр.
Книга А. Неженец «На переломе двух миров» посвящена некоторым мало изученным проблемам жизни и творчества замечательного украинского философа, писателя, гуманиста-просветителя второй половины XVIII столетия Григория Сковороды.
В центре внимания исследовательницы три вопроса: философские искания мыслителя, своеобразие его художественного творчества, преподавательская деятельность в Харьковском коллегиуме. Главная цель автора – охарактеризовать мировоззрение Сковороды и его влияние на развитие общественной мысли и культуры на Украине. Но попутно А. Неженец воссоздает картину социально-политических условий развития Украины, рисует бытовое и литературное окружение Сковороды, упоминает об этапах жизненного пути его: учеба в Киевской академии, двухлетнее пребывание в Петербурге при дворе Елизаветы, путешествие но Европе в поисках знаний, преподавательская деятельность в Харькове и, наконец, годы странствий по Украине в роли «учителя жизни».
Сковорода отказался от духовной и придворной карьеры. При всем богатстве своих энциклопедических познаний он не стал кабинетным ученым, а продолжил традицию украинских странствующих философов – «мандрованых дьяков». Философские трактаты Сковороды, содержавшие резкую критику религиозных догм, сатирические по преимуществу басни и стихотворения, написанные на украинском языке, были опубликованы только после его смерти.
Чтобы ответить на вопрос, как сформировался этот самобытный мудрец и в то же время европейски образованный философ, сумевший «в просвещении стать с веком наравне», А. Неженец показывает Сковороду «среди книг». Кропотливо реставрируя состав книгохранилищ Киевской и Петровской академий, Харьковского коллегиума, частных библиотек, которыми он мог пользоваться, автор исследования обнаруживает в них не только книги античных мыслителей, но и вольнодумные сочинения Кампанеллы, Дж. Бруно, Галилея, Декарта, Спинозы.
Современник энциклопедистов, Сковорода, усвоив идеи античной и новейшей философии, создал свою оригинальную этико-философскую систему. А. Неженец убедительно показывает, что он глубже и тоньше своих современников понял учение Эпикура о вечности материи, о единстве человека и природы. Однако, справедливо протестуя против попытки Д.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.