№10, 1972/Хроника

Герцен и Добролюбов в оценке молодого современника

В 1865 году в Берлине вышла в свет книга «Несколько слов по поводу положительной философии». Это был анонимный перевод работы французского философа-позитивиста Э. Литтре «Paroles de philosophie positive» (Paris, 1859), которому предпосылалось «предисловие переводчика» – «Позитивизм и Россия».

Издание это, вышедшее очень небольшим тиражом, давно стало библиографической редкостью; вместе с ним оказалась забытой и названная статья. А между тем она представляет определенный интерес. Написанная в Париже 22-летним кандидатом естественных наук Григорием Николаевичем Вырубовым (1843-1913), только что приехавшим из России, она в определенной мере отражает атмосферу интеллектуальной жизни передовых кругов русского общества, по свежим следам характеризует устремления и искания демократической молодежи.

«Характеристические черты» духовной жизни России автор видит, с одной стороны, в «политеизме народа» (за «наружной оболочкой христианства»), а с другой – в «отрицательной философии действующей части общества». Среди «замечательных деятелей»»отрицательного направления» автор выделяет «два имени». «Мы хотим говорить о Герцене и Добролюбове, – заявляет он, – В том и другом со всей полнотой олицетворилась современная русская мысль…

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

который порождает подобных личностей. Как бы далеко ни ушло наше отечество от современного своего положения, они всегда останутся светлыми явлениями в его истории.

Мы поставили рядом имена Герцена и Добролюбова, потому что действительно аналогия между ними полная; последний был учеником первого. Жизненные обстоятельства, среди которых они находились, обусловили самую форму, в какой проявилась их деятельность. Находясь у самого порога того здания, которое, «стальной щетиною сверкая», сосредоточивает в себе все средства угнетения свободной мысли, понятно, что Добролюбов не мог касаться политических вопросов, или, по крайней мере, не мог приступать к ним с той смелостью, с какою приступал к ним всегда Герцен. На его долю выпала борьба за общие права личности, за общие социальные принципы, – и борьбу эту он вел неутомимо».

Герцен же обратил свою сокрушительную критику против «обветшалого здания вашего политического устройства». «Он увидел давно уже, что наше правительство не соответствует более духу движущего поколения, и стал преследовать его во всех его проявлениях. Это не оппозиция, которая должна щадить хорошие стороны, это борьба насмерть, которая ведется с самим принципом. Нам не нужно, чтобы наши существующие политические формы улучшились, нам нужно, чтоб они погибли, чтоб на их развалинах создались новые, – вот девиз того знамени, с которым шел всегда вперед Герцен». «Для этого потребуется не одна личность, может быть, даже не одно поколение, но честь воспитания всех этих личностей, всех этих поколений будет всегда неотъемлемой собственностью того, кто с отдаленного берега громко и без боязни произнес первое слово русской политической свободы».

Исторический «эквивалент» деятельности Герцена и Добролюбова автор находит во французской революции XVIII века. «Как ее бессмертные деятели, наши вожди переживают период отрицания, отрицания всего прежнего:

Цитировать

Лищинер, С. Герцен и Добролюбов в оценке молодого современника / С. Лищинер // Вопросы литературы. - 1972 - №10. - C. 250-251
Копировать