№4, 2019/Литературная карта

Этнокультурное пространство современной карачаево-балкарской поэзии

DOI: 10.31425/0042-8795-2019-4-247-259

Процессы глобализации порождают закономерное стремление народов к новой самоидентификации, возвращению к своим корням и традициям.

Исторически сложившиеся культуры – главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, выстраивающие иерархию ценностей. Процесс культурной глобализации несет множество противоречий. «Культурный империализм» порождает повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира.

В. Мунгалов выделяет следующие источники формирования национальных образов мира личности: архетипы (врожденная установка к избирательному восприятию явлений действительности), социальные стереотипы (штампы сознания, выработанные социальной средой), ситуации, обстоятельства (ситуативное взаимодействие с элементами действительности) [Мунгалов 2010: 33].

Этническое самосознание основано на концепции выделения своего этноса, то есть идентификации этнических автостереотипов, исторического прошлого, языка, художественной культуры, религии, установленных территориальных границ и государственности. Все это можно отнести к образу «мы» [Круглик 2016: 57].

Появление национального самосознания – это длительный и сложный процесс, формирование которого связанно с эволюцией народа. Каждое поколение генерирует его в соответствии с современными ему реалиями. Особого внимания заслуживают исследования этничности в этнокультурном сознании населения отдельного региона, так как региональная картина мира отличается своей спецификой, которая обусловлена этноязыковыми особенностями его жителей. Следует отметить, что термин «этнический образ» – это краткое описание одного характерного свойства в восприятии представителей других этносов.

Самобытность национальной картины мира отражается в произведениях искусства. Автор выступает в качестве носителя определенных национально-культурных стереотипов. Художники слова при описании реалий в своих произведениях подвергают их обязательной этнической маркировке.

Проблемы исследования национального культурообразования, этнодуховной самоидентификации в мультикультурном пространстве очень актуальны в наши дни. Приоритетная роль в современном диалоге национальных культур принадлежит литературе [Чанкаева 2014: 184]. Сегодня как в российском поэтическом мейнстриме, так и в северокавказском существуют новые имена, которые определяют специфику текущего литературного процесса. Для нас является принципиальным рассмотрение в ключе заявленной тематики творчества молодого поколения авторов карачаево-балкарской литературы.

Духовно-нравственное ядро культуры карачаевцев и балкарцев генерируется в условиях высокогорья, вследствие этого возникает древний этноним, слово-метакод «таулу» – «горец, житель горной местности». Эта единица языка формирует ментальность народа, его культурный код. Горцы издревле проживали на фоне первозданной природы, что и определяло их этические и эстетические представления об окружающем мире и самобытность формы их передачи. Этическое и эстетическое восприятие мира у горцев формировалось под реальное регионально-географическое пространство. «Атрибутивная сущность этноса нередко бывает зафиксирована в его самосознании, балкарцы настолько неотделимы от гор, что даже в основу этнонима таулу (люди гор) положена пространственная семантика, которая приобретает и метафизическое значение» [Кучукова 2005: 32]. Будет уместно вспомнить слова Д. Лихачева, который называл природу «выражением души народа» [Лихачев 2014: 42].

Важное значение приобретает анализ эволюции эстетических моделей, принципов их построения в тексте национальных авторов, что позволяет увидеть ход эволюции эстетического мышления [Казиева 2003: 10].

Несмотря на все большую популярность в современной российской поэзии гибких синтетических форм, для карачаево-балкарских авторов до сих пор актуальны заданные их предшественниками литературные каноны. Их поэтические образы основаны на синтезе истории и вековых национально-культурных традиций карачаево-балкарского этноса. Для новой плеяды авторов характерно как развитие устоявшихся в национальной литературе художественных образов, так и их реализация в индивидуальной интерпретации.

При этом понятие «национальный характер» до сих пор актуально в авторском самосознании, которое включает в себя поиск смысла жизни и духовно-нравственных ценностей в обществе [Султанов 2014: 10]. Большая часть поэтических произведений современных художников слова посвящена местности, в которой они проживали, ее природным ландшафтам, родительскому дому: Л. Ахматова – «Элим» («Мое село»), «Таулу кийиз» («Балкарский ковер»); А. Баккуев – «Хабазчыла» («Жители Хабаза»), «Жаннет» («Рай»), «Алты…» («Шесть…»); Ж. Аппаева – «Бирликде» («Совместно»), «Таулума мен» («Я балкарка»), «Таулу къыз» («Балкарка»); И. Байтуганов – «Чегем таула» («Чегемские горы»).

Артур Баккуев – один из современных балкарских писателей, чья поэзия развивается в русле национальных традиций. Жанровое разнообразие творчества А. Баккуева представлено философской, религиозной, гражданской, пейзажной, любовной лирикой, миниатюрами, посвящениями, сонетами. В спектре поэтических размышлений автора стоят такие проблемы, как духовное обнищание, нравственная деградация, развал страны, алчность руководителей элиты, поиски истины, патриотизма, любовь к родному краю, своему народу и т. д.

Одним из примеров воспевания родного края является стихотворение А. Баккуева «Журтум»:

Туугъан жерим – жанымы

Элпек жарыгъы,

Жюрегими жалынын

Жууар жагъымы.

Сезими бла байламлыдан

Тау арбазыма,

Жашлыгъымы ашырдым

Тер Хабазымда:

Атам ишлеген юйде, –

Жууаш анама

Къор болайым, – есдюм мен

Таза хауада.

Родина – ты свет моей души,

Получить доступ

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2019

Литература

Казиева А. М. Художественные традиции в северокавказской поэзии XX-XXI веков. Этнокультурные факторы и контекст. М.: Наука, 2003.

Керимова Р. А. Современная карачаево-балкарская поэзия: общие тенденции развития // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7–3 (73). С. 38–40.

Круглик Н. В. Особенности религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских: на примере Краснодарского края // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 57–60.

Кучукова З. А. Онтологический метакод как системообразующий принцип этнопоэтики. Нальчик: Изд. М. и В. Котляровых, 2005.

Лихачев Д. С. Природа других стран // Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. С. 32–42.

Мунгалов В. Н. Проявление особенностей ментального пространства личности в восприятии экономических ролей. Автореф. дис. <…> канд. психолог. наук. М., 2010.

Султанов К. К. К вопросу об «этнокультурном повороте» в изучении литератур народов России // Русская литература XX–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): материалы IV Междунар. науч. конф. М.: Московский университет, 2014. С. 8–12.

Тетуев Б. И. Становление и развитие карачаево-балкарской авторской поэзии второй половины XIX – начала XX века. Нальчик: Изд. М. и В. Котляровых, 2007.

Чанкаева Т. А. Этнопоэтика природы в карачаевской и балкарской литературах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. 2014. № 1. С. 182–186.

Цитировать

Керимова, Р.А. Этнокультурное пространство современной карачаево-балкарской поэзии / Р.А. Керимова // Вопросы литературы. - 2019 - №4. - C. 247-259
Копировать