Единственно правильный курс
В. И. Ленин о литературе и искусстве», изд. 3-е, дополненное, «Художественная литература», М. 1987, 822 стр.
К 50-летию Октября осуществлено новое, третье издание работ В. И. Ленина о художественной культуре. Бесценное ленинское наследие, связанное с проблемами развития литературы и искусства, представлено здесь в еще более полном и систематическом виде.
Значение этого наследия выходит за пределы каких-либо частных вопросов или отдельных областей искусствознания. Прав Б. Рюриков, когда он в своей вступительной статье говорит о создании марксизмом новой, целостной философии культуры, которая исследует соотношение материального и духовного прогресса человечества, анализирует содержание культуры в определенных исторических условиях, закономерности ее развития. Пристальное внимание основоположников марксизма к художественному творчеству связано не только с тем, что оно служит оружием в борьбе за освобождение трудящихся, но и с тем, что целью этой борьбы является такое устройство общества, которое предполагает в качестве самого условия своего существования всестороннее и гармоническое развитие личности.
С не меньшим основанием можно говорить о решающем вкладе марксизма в создание научной социологии искусства, которая раскрывает как многообразнейшие генетические связи искусства с общественной жизнью, так и «бытование» его в определенной социальной среде, богатство его общественных функций. Неоценима роль марксизма и в познании специфических особенностей образного мышления, художественного освоения действительности, изучаемых собственно эстетикой.
Автор вступительной статьи стремится рассматривать ленинские работы о литературе и искусстве в свете острой идеологической борьбы, идущей в наши дни вокруг основных проблем художественного творчества, показывает эти работы как развитие коренных принципов марксистского понимания искусства в эпоху революций и классовых битв, борьбы за социалистическое преобразование общества.
Не просто даже перечислить основные проблемы, для решения которых представляют огромную важность входящие в сборник статьи, речи, письма, распоряжения, пометки В. И. Ленина. Сущность искусства в свете теории отражения, теории познания. Историческое своеобразие русской литературы. Отношение к культурному наследию. Теория и практика строительства новой культуры. Проблема целенаправленного руководства этой сложнейшей областью человеческого творчества. Обоснование принципа партийности как социальной и эстетической категории. Проблемы свободы творчества, народности искусства, соотношения общественного и эстетического идеала… Не имея возможности остановиться специально ни на одном из этих вопросов, сосредоточим внимание лишь на том, чему посвящены вошедшие в сборник новые ленинские материалы.
Большой интерес представляют материалы и документы, связанные с культурной революцией. Это выдержки из ленинских выступлений и статей, посвященных неотложным проблемам социалистического строительства, заметки и письма более конкретного содержания, а также просмотренная В. И. Лениным в рукописи и одобренная им статья Я. Яковлева «О «пролетарской культуре» и Пролеткульте» – ответ на путаное выступление В. Плетнева.
Особое внимание В. И. Ленина к вопросам культуры, понимаемой в самом широком смысле этого слова, вплоть до культуры производства, управления, быта, было связано с чрезвычайными трудностями социалистического преобразования отсталой, на две трети неграмотной страны. В этих условиях задачи социальной и культурной революций переплетались особенно тесно, оказывались поистине неразрывными. Можно сказать, писал В. И. Ленин, оговаривая некоторую условность этого выражения, что с победой революции центр тяжести в работе перемещается на «культурничество». «Для нас достаточно теперь этой культурной революции, – говорилось в работе «О кооперации», – для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной…»
Несомненно, что именно отсюда вытекали известные расхождения В. И. Ленина с Луначарским в отношении театрального дела – расхождения, о которых говорят и некоторые новые документы. Вот записка М. Н. Покровскому о Луначарском: «Запрягите его, христа ради, изо всех сил на работу по профессиональному образованию, по единой трудовой школе и пр. Не позволяйте на театр!!» Тогда же, в августе 1921 года, была написана телеграмма Луначарскому: «…Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте». Несколько месяцев спустя в Политбюро поступает энергичный ленинский протест против «совершенно неприличного предложения Луначарского о сохранении Большой оперы и балета». «Из сэкономленных таким образом миллиардов отдать не меньше половины на ликвидацию безграмотности и на читальни».
Нет ничего более ошибочного, чем толкование этих ленинских документов как недооценки театрального искусства, стремления, так сказать, к количеству культуры в ущерб ее качеству. Вся совокупность работ В. И. Ленина об искусстве не оставляет на этот счет ни малейших сомнений. Речь идет, во-первых, о чрезвычайных обстоятельствах голода и разрухи, в которых оказалась в то время Советская республика, во-вторых, о действительной первоочередности массового «ликбеза» – элементарной, но совершенно необходимой предпосылки успешной культурной революции.
Когда заходит речь об оценке В. И. Лениным деятельности Пролеткульта, на первом плане вполне справедливо оказываются антимарксистский характер пролеткультовских теорий, вульгарный социологизм, несостоятельность идеи создания «абсолютно нового» пролетарского искусства. Думается, однако, что Ленин имел в виду и несвоевременность даже тех широковещательных пролеткультовских начинаний, в которых можно было уловить какое-то позитивное содержание. Этот момент отчетливо звучит в упоминавшейся статье Я. Яковлева. «Тов. Плетнев, – говорится там, – хочет перескочить с помощью Пролеткульта через отсутствующую еще у нас буржуазную культуру, примерно так, как сменяется паровое хозяйство электрическим, забывая только, что паровую машину всегда можно заменить динамой при наличии средств на ее покупку или изготовление, а безграмотного прежде всего нужно научить грамоте при всех условиях«.
Стоит привести в этой связи публикуемый в сборнике Краткий газетный отчет о выступлении В. И. Ленина 6 ноября 1918 года на вечере московского Пролеткульта. Ленин указал, говорится в отчете, что «могучее организующее орудие – искусство, монополизированное раньше буржуазией, – теперь в руках пролетариата. Лишь теперь пролетариат может творить свободно и радостно».
Революция покончила с монополией господствующих классов и в области художественной культуры. Искусство стало принадлежать народу. Но сделать его богатства действительным достоянием миллионов, использовать возможности свободного и радостного творчества во всех областях жизни, обеспечить развитие лучших традиций мирового искусства с точки зрения миросозерцания пролетариата можно было лишь на пути «культурничества», скорейшего преодоления безграмотности и темноты трудящихся масс. «Пролетарская культура – коммунизм», – эта лапидарная ленинская формула определяла и перспективы, и исторические масштабы не мнимой, пролеткультовской, а подлинной культурной революции.
В пьесах, сценариях, рассказах, посвященных В. И. Ленину, как известно, порой упускается некое «чуть-чуть», и руководитель величайшей революции, беспримерной по размаху и остроте классовой битвы, начинает представать в неверном освещении. Новые материалы сборника, еще раз показывая огромный такт В. И. Ленина в отношениях с товарищами по борьбе, в данном случае с пролетарскими писателями, его неустанную заботу о привлечении на сторону революции лучших сил творческой интеллигенции, в то же время ярко характеризуют Ленина-борца, бесконечно далекого от какого-либо интеллигентского прекраснодушия.
В сборник вошли двадцать девять новых документов, связанных с именем А. М. Горького, в том числе такие, как статья В. И. Ленина «Автору «Песни о Соколе» (1914), письмо Горькому от 15 сентября 1919 года, проект постановления Политбюро ЦК РКП (б) о статьях А. М. Горького в журнале «Коммунистический Интернационал» (1920). Читаешь эти документы, и вновь поражают терпение и настойчивость, с которыми Ленин помогал Горькому осознавать сущность происходящего, привлекал его к сотрудничеству в большевистских изданиях, воевал с его колебаниями и слабостями, не останавливаясь в необходимых случаях перед публичными выступлениями с критикой писателя.
Статья «Автору «Песни о Соколе» написана в связи с появлением в печати в начале войны воззвания «От писателей, художников и артистов» с поддержкой войны со стороны царской России – воззвания, подписанного А. М. Горьким, по его собственному признанию, «второпях», без серьезной его политической оценки. «С болью в сердце, – говорится в статье, – прочтет каждый сознательный рабочий подпись Горького, наряду с подписью П. Струве, под шовинистически-поповским протестом против немецкого варварства». Действительно, отмечается дальше, у художников «другая психология», они больше других поддаются настроению. «Но Горького рабочие привыкли считать своим… И это доверие сознательных рабочих налагает на Горького известную обязанность – беречь свое доброе имя и не давать его для подписи под всякими дешевенькими шовинистическими протестами, которые могут ввести в заблуждение малосознательных рабочих… Имя Струве никакого рабочего не собьет, а имя Горького может сбить».
Принципиальное значение имеет письмо от 16 сентября 1919 года – прямое продолжение известного письма, в котором В. И. Ленин настоятельно советовал писателю сменить обстановку, уехать из ослабленного разрухой и гражданской войной Питера. Горький, не сумевший разобраться в сложной обстановке, допустил резкие высказывания по поводу арестов тех представителей питерских «интеллектуальных сил», которые оказывали поддержку контрреволюции. В. И. Ленин отвечал ему: «Не раз и на Капри и после я Вам говорил: Вы даете себя окружить именно худшим элементам буржуазной интеллигенции и поддаетесь на ее хныканье. Вопль сотен интеллигентов по поводу «ужасного» ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские (и другие кадетские) заговорщики, этого голоса Вы не слышите и не слушаете… Ей-ей, погибнете, ежели из этой обстановки буржуазных интеллигентов не вырветесь». И приписка: «Ибо Вы ведь не пишете! Тратить себя на хныканье сгнивших интеллигентов и не писать – для художника разве не гибель, разве не срам?»
Глубокая убежденность В. И. Ленина в необходимости самой решительной борьбы с пособниками контрреволюции из числа буржуазной интеллигенции, его неизменная твердость в этом вопросе нашли отражение в письме Ф. З. Дзержинскому от 19 мая 1922 года, где он предложил собрать систематические сведения о некоммунистических органах печати и выслать наиболее враждебно настроенных деятелей. «Надо поставить дело так, – советовал Ленин, – чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу».
Публикация ряда новых ленинских документов ничего не меняет в наших представлениях о многолетних дружеских отношениях Ленина с Горьким, чье творчество он оценивал очень высоко. Вместе с тем в них содержится чрезвычайно много такого, что относится не только к Горькому и представляет далеко не только исторический интерес. Важно прямо выражаемое здесь понимание художественного таланта как общенародного достояния, направление и использование которого не безразличны рабочему классу и его партии. Существенно замечание о тех обязанностях, которые налагает на писателя широкая популярность его произведений среди читателей. Принципиальный характер носит постановка вопроса об окружении талантливого художника, о том «микроклимате», в котором он живет и работает. И уж конечно, остаются великим примером неподкупная ленинская принципиальность в идейных вопросах, мудрое умение видеть сильные и слабые стороны художника, оценивать его деятельность в широкой исторической перспективе.
«Талант – редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать…» Эти известные слова, сказанные в 1913 году правдистам по поводу их размолвки с Демьяном Бедным, оказываются в новом издании тем более весомыми, что мы узнаем теперь о переписке В. И. Ленина с самим поэтом. «Хочу непосредственно списаться с, Вами, – сообщил Д. Бедный по конспиративному адресу в Краков. – Пишу Вам первый раз и потому осторожен…»»Спешу уведомить Вас, что письмо Ваше от 15 ноября 1912 г. получил, – ответил В. И. Ленин уже 5 декабря. – Мы были очень огорчены Вашим временным уходом из «Правды», и очень обрадованы возвратом». Дружеское, полное сердечного расположения письмо заканчивалось просьбой писать «поподробнее и о себе, и о теперешней редакции «Правды», и о ведении самой «Правды», и о ее противниках, и о «Луче» и т. д.».
Известно, с какой заинтересованностью относился В. И. Ленин к, литературному сотрудничеству в «Правде» 1912 – 1914 годов А. М. Горького. Он советует правдистам «удержать дружественное настроение» Горького во что бы то ни стало, немедленно откликается на просьбу редакции сообщить его адрес. В 1919 году Ленин поддерживает суждение Г. В. Чичерина о целесообразности публичного выступления Горького на международной арене с призывом к миру, направляет писателю по этому поводу краткую записку. Двадцатым годом датированы новые документы, свидетельствующие о систематической поддержке В. И. Лениным горьковских просьб и начинаний. Тут и продовольственные пайки петроградским ученым, и создание условий для научной работы врача-терапевта, и оборудование здания экспертной комиссии. В Петроград направляются рекомендации: «Прошу Вас оказать всякое содействие Горькому… Не откажите сообщить мне, что и когда сделано». В 1921 – 1922 годы – труднейшее, критическое время для молодой. Советской республики – В. И. Ленин использует авторитет и международные связи Горького для организации помощи голодающим и делает все необходимое для выезда за границу, лечения и материальной поддержки самого Горького. Он категорически высказывается против любых изменений утвержденного уже по горьковскому предложению договора на издание русских классиков за рубежом: «Иначе выйдет архискандал с уходом Горького, и мы будем неправы, ибо однажды комиссия цекистов уже решила вопрос».
Новые материалы советского периода доносят до нас заботу В. И. Ленина о сохранении всех культурных ценностей, о строжайшем соблюдении революционной законности. В Иваново-Вознесенской области реквизировали библиотеку бывшего депутата Думы П. Суркова, «надеюсь, – пишет Ленин, – Вы сделаете все же все возможное, чтобы Суркова немного удовлетворить». Телеграмма в Петроград: «Охраните от расхищения библиотеку Струве…» Указание в Орел: «Совершенно немедленно вышлите… все рукописи, отобранные на обыске у писателя Ивана Вольного. Сохранность их на вашей личной ответственности». Пометка на жалобе артистки Малого театра: «Проверьте и созвонитесь: оставить ее в покое». Распоряжение подольским ретивым администраторам: «Немедленно освободите школу… дайте учительницам возможность спокойно работать…»
Между документами, свидетельствующими о непреклонности В. И. Ленина в борьбе с классовыми противниками, в оценке идейных ошибок, и о его широте, неизменной отзывчивости, нет ни малейшего расхождения, ибо каждый шаг, каждое большое и малое решение соразмерялось им с высшей социальной и гуманистической целью – интересами пролетарской революции.
Разумеется, в этом крайком обзоре удалось упомянуть далеко не все дополнения, отличающие третье издание сборника. Значительно расширен раздел о народничестве. Двумя новыми документами пополнена подборка материалов о Л. Н. Толстом. Публикуются материалы, связанные с «монументальной пропагандой», с вопросами развития кино, театра, музейного дела. Появились новые разделы – «О зарубежной литературе и искусстве», «О языке»…
Поистине неисчерпаемая тема «Ленин и вопросы художественного творчества» с выходом Полного собрания сочинений, с осуществлением нового издания ленинских работ о литературе и искусстве становится для нашей науки еще более актуальной