Два года с символистами. Публикация Т. Дубинской-Джалиловой
Роман Гуль не согласился с мнением М. С. Маргулиса, что Н. Валентинов «был самый блестящий человек в эмиграции». «Талантливый публицист, широко образованный и, если хотите, действительно, – блестящий, – писал Р. Гуль. – Но насчет «самый» – не думаю. В эмиграции было много блестящих людей. И отдавать пальму первенства Николаю Владиславовичу Вольскому я бы все- таки не решился» 1. Однако воспоминания свои о Н. Вольском Р. Гуль закончил словами: «В 1964 г. в Плес-си Робенсон после невероятно мучительной болезни Н. Вольский скончался. Замены такому эмигранту не нашлось» 2.
Н. В. Вольский (1879 – 1964) печатался всегда под псевдонимом – главным образом как Н. Валентинов. В сегодняшней России, после выхода у нас его давно опубликованных за рубежом книг «Малознакомый Ленин» (СПб;, 1991), «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания» (М., 1991), «Наследники Ленина» (М., 1991), «Недорисованный портрет…» (М., 1993), Н. Валентинов хорошо известен достаточно широкой читательской аудитории. В указанных изданиях можно почерпнуть и основные сведения о его жизненном пути, так что здесь напомним о последнем лишь вкратце.
Н. Валентинов – деятель РСДРП (на первых порах весьма активный), до 1905 года – большевик, затем до лета 1917 года – меньшевик, впоследствии, по выражению М. Карповича, «беспартийный демократ и умеренный (эволюционный) социалист» 3. Разрыв с В. Лениным послефилософского спора в 1905 году вспоминал так: «Я вынул занозу из мозга. Перестал носить… маску ортодокса. Открыто начал быть «ревизионистом» 4. Октябрьскую революцию 1917 года Н. Валентинов считал «актом преступным» 5. Однако с 1922 года он служил в ВСНХ, через шесть лет (1928) по служебной линии уехал в Париж, где в декабре 1930 года «ушел в эмиграцию» 6.
Н. Валентинов – человек «широкого диапазона… умственных интересов» 7, автор множества книг, брошюр, статей по проблемам философии, экономики, сельского хозяйства, текущей партийной и общей политики; это в основном до революции. До революции же он издал небольшую брошюру «Мы еще придем! О современной литературе. «Жизни Человека» и «Царь-Голоде» Л. Андреева» (М., 1908). Работал над книгой по истории русской культуры, рукопись написанных ее глав, к сожалению, пропала8. В эмиграции Н. Валентинов развернулся как мемуарист, чем, в сущности, и составил себе имя у современного читателя.
В его мемуарном наследии есть, однако, книга, нашему российскому читателю практически неизвестная и вообще незаслуженно обойденная вниманием, – упоминавшиеся уже «Два года с символистами». Между тем автор был прав, когда писал, что «я о символистах могу сказать неведомое другим, даже близко их знавшим» 9. Н. Валентинов имел в виду даже не то обстоятельство, что в течение двух лет – в 1907 и 1908 годы – много общался с московскими символистами. Он обратил внимание на то, что его отношения с символистами «сложились и развернулись» в особой плоскости. «Белый, – писал Н. Валентинов, – в своих мемуарах сообщает, что я «будоражил» его «вопросами, связанными с марксизмом»10. Никто кроме меня таким делом не занимался и, естественно, ничего о том написать и не мог. А между тем это «будоражение» открывало некоторые очень оригинальные представления и воззрения Белого, в частности, столь ошеломившую меня символистическую триаду – «Маркс, Апокалипсис, Соловьев», – ни в одном из мемуаров его не отмеченную, как ни в каких мемуарах о символизме не отмечена выдвинутая в споре со мной теза Эллиса: Бодлер в его «Цветах зла» гораздо больший революционер, чем Маркс в «Капитале»11Н. Валентинов написал «Два года с символистами» уже после того, как в СССР вышли книги Андрея Белого «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934). В мемуарах Андрея Белого Н. Валентинов обнаружил сознательное искажение фактов, разные умолчания, недомолвки, к которым Белый прибегал, чтобы представить советским властям свое прошлое в угодном им свете (недаром Н. Валентинов называл Андрея Белого «талантливым хамелеоном»). Многие страницы своей книги Н. Валентинов отдал поправкам, дополнениям, уточнениям фактов в тексте Белого. Те аналитики символизма, которые не знали Андрея Белого того времени и не дышали воздухом той эпохи, особым «воздухом символизма», не могут внести «настоящих «корректур», а тем более «дополнений», уверял Н. Валентинов. Он писал: «…я могу и, мне кажется, обязан это сделать. Никто из нас, покидая сей прекрасный мир, не должен уносить с собою вещей, о которых хотели бы узнать, но без помощи предшественников не могут знать, следующие за нами»12Надеемся, что читатель помещенной ниже публикации сам убедится, что книга «Два года с символистами» несомненно представляет историко-литературный интерес. Что Н. Валентинов действительно рассказал о том, о чем не писали другие, и что сделал он это именно так, как мог сделать только человек, дышавший одним с символистами воздухом. В данной публикации вниманию читателей предложены фрагменты из глав, в которых автор делится своими впечатлениями об Андрее Белом: «Первое знакомство с А. Белым», «На заре символизма», «Дух, летающий по Москве». Отметим, что Н. Валентинов сумел передать даже монологи Белого – ошеломляющий поток слов с присущей Белому бессвязностью. Он передал смысл этих монологов, особенно запомнившиеся куски и слова (все, кто писал о Валентинове, свидетельствовали, что память у него была превосходная). Он объяснил, почему проникся к Андрею Белому «большой жалостью», чувством признательности и, несмотря на все его экстравагантности, относился к нему максимально мягко и терпимо почти до конца 1908 года, когда Н. Валентинова оттолкнула от Белого его привычка «немотствовать» в серьезные моменты жизни. В феврале 1909 года Н. Валентинов уехал из Москвы. Больше они не виделись и даже не переписывались.Книгу «Два года с символистами» Н. Валентинов написал в 1954 году. Опубликована она была в США в 1969 году. Редактор издания проф. Г П. Струве здесь же поместил еще три приложения: валентиновский «Авто-комментарий к главе «А. Блок и А. Белый», его статью «Александр Блок и «Русское Слово» и «Письмо Н. Валентинова к редактору настоящего издания». Целиком «Два года с символистами» долго не печатали из-за главы «А. Блок и А. Белый» (Н. Валентинов не надеялся, что книга когда-либо выйдет, и он ее не дождался). Эта глава вызвала у современников, прочитавших рукопись, «великую ярость»13 (только М. Алданов дал о всей книге «чрезвычайно лестный… отзыв»14). Даже мягкий М. Карпович, редактор «Нового журнала», наотрез отказался публиковать главу «А. Блок и А. Белый». Да, справедлива теза о том, что автор не имеет права писать воспоминания о человеке, которого лично не знал. Н. Валентинов не был знаком с Блоком и не хотел с ним знакомиться, ибо относился к нему с глубокой неприязнью. В своей книге он высказал собственное мнение о Блоке. В то время поэт уже пользовался почти общим признанием. Но кто сказал, что общее признание не допускает другого взгляда? Воспоминания Н. Валентинова, о ком бы он ни писал – о Ленине, Дзержинском, Блоке или Белом, – отличаются независимостью суждений. Мнение такого яркого человека ведь тоже имеет право на существование, прав он или не прав. В «Двух годах с символистами» кроме того весьма содержательны разделы с воспоминаниями о таких фигурах, как В. Брюсов, М. Гершензон, Эллис (Л. Л. Кобылинский), о котором, пожалуй, никто так интересно не писал. Говорим все это для того, чтобы обратить внимание наших книгоиздателей на эту книгу Н. Валентинова – читателя она, убеждены, найдет15.
Фрагменты из воспоминаний Н. Валентинова «Два года с символистами» печатаются по изданию: Н. Валентинов, Два года с символистами. Под редакцией, с предисловием и примечаниями проф. Г. П. Струве, Гуверовский институт войны, революции и мира Стенфордского университета, Stanford, California, 1969. Авторские примечания, как и примечания редактора книги Г. П. Струве, даны под звездочкой (в последнем случае принадлежность примечаний Г. Струве оговорена в скобках). В контаминации цитат из разных произведений Андрея Белого источники указаны в примечаниях.
[I.] ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С А. БЕЛЫМ
Вспоминая осень 1905 года, Андрей Белый писал: «Москва клокотала – банкетом, митингом, взвизгом передовиц: о «весне» в октябре и об октябре в весне; клокотали салоны; из заведений, ворот заводов, подвалов выскакивали взволнованные говорливые кучки с дергами рук, ног и шей; пыхали протестом и трубы домов; казалось: фабричный гудок вырвался в центр города; мохнатая, маньчжурская шапка на самом Кузнецком торчала вопросом; человек с фронта подымал голос: «Так жить нельзя»…»
На Садовой-Триумфальной в театре Зон, в те дни как всегда переполненном народом, «клокотавшим митингом», говорил Станислав Вольский (Соколов) 16. За ним должен был выступать Бунаков-Фондаминский17, потом еще кто-то, потом я. В ораторах недостатка не было. Недалеко от нас на подмостках стоял молодой человек. Два года спустя Л. С. Бакст нарисует его портрет: большой покатый лоб, начинающие редеть волосы, несколько припухлый нос, густые усики, как бы приклеенные к нему с чужой губы. Тогда, в 1905 году, он был красивее, много свежее. Особенно выделялись серо-голубые глаза, лучистые, обрамленные непомерно густыми ресницами. Он восторженно смотрел на ораторов и особо «ударным революционным» словам начинал неистово аплодировать первым, подымая над своей головой тонкие руки и сопровождая аплодисменты пронзительным «браво». На митингах никто тогда не кричал «браво», никто так не воздевал рук. Молодого человека с лучистыми глазами нельзя было не заметить. Уж очень он выделялся из толпы. «Кто это?» Мне ответили: «Декадент Андрей Белый». Если бы А. Белый узнал, что его так рекомендуют, должен был бы обидеться: он не декадент, а символист18. Но осенью 1905 года эти тонкости меня совсем не интересовали, и о символизме, кроме едкой, высмеивающей Брюсова статьи Владимира Соловьева19, прочитанной еще в школьнические годы, я ничего больше не знал.
«Декадента» мне пришлось снова увидеть дней через пять. Двери Университета были тогда широко открыты для всяких митингов, собраний всех партий. Улица властно врывалась в него и где хотела устраивалась по аудиториям. Открыв дверь в одну из них в новом здании Университета, я увидал человек пятьдесят, большей частью студентов, с явным любопытством (именно с любопытством!) слушающих кого-то «с дергами рук, ног и шеи», то притоптывающего, то подымающего руки, точно подтягиваясь на трапеции, то выбрасывающего их, словно от чего-то отшатываясь. Подойдя ближе, я узнал «декадента». Ни по форме, ни по содержанию его речь не походила на то, что все в то время говорили. Странно звучавшее слово «волить» у него постоянно сочеталось со словом «взрыв», произносившимся с особым ударением на букву «ы». Он поучал аудиторию, что нужно теперь «волить взрыва», и «взрыва» такой силы, который должен ничего не оставить не только от самодержавной государственности, но от государства вообще. Из всей его речи, со ссылками на Владимира Соловьева и Ницше, выпирал неотесанный анархизм, нелепейший, явно непродуманный. С ранних лет анархизм мне всегда казался системой архиглупой. Я не выдержал и стал перебивать Андрея Белого. Несколько смущенный моими замечаниями, – а я старался их сделать возможно более колкими и насмешливыми, – он стал спотыкаться и, оборвав свою речь, обратился ко мне: «Вы хотите возражать, уступаю вам место».
Вскочил на подоконник, опрокинул голову на поднятые ноги, закрыл лицо руками. В длинном ответе Белому (был я в те годы до крайности многословен) я указывал, что именно теперь, когда вопрос идет о первых настоящих попытках заменить старую государственность новой, речи об анархии и уничтожении государства вообще могут держать только безответственные болтуны, «декадентски» не ощущающие политических проблем настоящего. Ничего особо интересного или оригинального я не говорил, в сущности, это были обычные и весьма заезженные аргументы против анархизма. Но я стал злиться, когда Белый, не отымая рук от лица, то есть как бы демонстративно закрывая уши и не желая слушать меня, стал пускать сначала потихоньку, а потом чаще и громче: «Так-с, так-с». Эти возгласы, казавшиеся мне насмешкой, до того меня разозлили, что я крикнул: «Вместо того, чтобы бессмысленно, по-овечьи «такать» и закрывать уши, лучше обдумать и понять то, что вам говорят».
Белый вскочил с подоконника с лицом полным недоумения.
«Я совсем не закрывал ушей. Это вам так показалось. Я слушал вас очень внимательно. Не понимаю, зачем вы на меня сердитесь. Когда я говорил «так», это было одобрение того, что вы сказали, то есть я с вами соглашался или становился быть согласным».
Слышать человека, только что проповедовавшего анархию и немедленно после этого соглашающегося с резкой критикой, отвергающей анархизм, было столь неожиданно, что и я, и вся остальная публика в аудитории расхохоталась. Рассмеялся и Белый, но с очаровательной улыбкой тут же заметил: «Я должен внести в сказанное мною поправку. Согласен я отнюдь не со всем, а лишь с частью той критики, которую направили против меня. Какая часть важнее – та ли, с которой я соглашаюсь, или та, с которой я не согласен, – об этом нужно еще подумать».
«Декадент», – подумал я, – большой оригинал. Делать такое признание, как он, немногие решатся».
Вскоре произошла у меня и третья встреча с Белым. Рассказ о ней требует маленького предисловия.
В начале января 1905 года я возвратился из Женевы в Россию нелегально, с фальшивым паспортом и твердым намерением «делать революцию». Числиться «профессиональным революционером» и в качестве такового получать «содержание» от партии я не хотел, но так как для нелегального интеллигента никакого другого заработка, кроме писания в буржуазные газеты (лишь бы они были приличными), я не видел, мне, будучи в Харькове, этим делом и пришлось заняться. Одновременно я послал моей жене20, жившей в Москве, несколько статеек и корреспонденции, прося ее попытаться поместить их в каком-нибудь московском органе. Она отнесла их в выходившую тогда «Вечернюю Почту», издававшуюся Холчевым. Там они были приняты, и мне предложили писание продолжать. Когда из Харькова, вследствие усиленной слежки, весною пришлось убраться и переехать в Москву, я уже не был для «Вечерней Почты» незнакомцем. Эта газета, появившаяся задолго до осенних свобод21, была не обычного рода изданием. Редактировал ее Н. В. Туркин, впоследствии редактор октябристской правой газеты «Голос Москвы», но в 1905 году державший курс с сильным загибом влево. <…> Знакомство с Туркиным было для меня крайне полезно, при его посредстве я, не имевший связей в Москве, быстро приобрел довольно широкий круг знакомых среди людей, участвовавших в общественном движении. Туркин меня познакомил с князем Сергеем Ивановичем Шаховским, братом Дмитрия Ивановича22 – одного из будущих лидеров только еще складывавшейся конституционно-демократической партии (кадетов). С. И. Шаховской был одержим революционной страстью в размерах, далеко превышавших кадетские нормы. А. В. Тыркова-Вильямс в своих воспоминаниях «На путях к свободе» пишет, что, приготовляясь к революционному перевороту, он организовал у себя склад оружия23. Когда я с ним познакомился, одной из тем, к которым Шаховской постоянно и упорно возвращался, была необходимость пропаганды среди солдат московского гарнизона. Это была его idee fixe. <…>
У Шаховского я познакомился с А. Н. Тургеневым24, отец которого был двоюродным братом Ивана Сергеевича Тургенева. На этом знакомстве нужно остановиться, с разных сторон оно имеет отношение к А. Белому. А. Н. Тургенев был женат на С. Н. Бакуниной, дочери Н. А. Бакунина, дяди «Премухинских» Бакуниных, в том числе и знаменитого анархиста25, но в то время он с нею уже разошелся. От этого брака Тургенев имел трех дочерей: Наталью, Анну (в воспоминаниях Белого и других она всегда именуется «Асей») и Татьяну26. Старших дочерей я видел один раз, будучи у А. Н. Тургенева. В памяти, но как во сне, осталось впечатление о двух очаровательных девочках. Одна из них была застенчивой и казалась немного букой: это была Ася. С нею в том же году, у ее тети, знаменитой певицы М. А. д’Альгейм, познакомился и А. Белый27. Ему понравились «миндалевидные глаза Аси, в улыбке которой слилась Джоконда с младенцем». Близкое знакомство Белого с Асей произошло много позднее – в 1909 году## «Возникшая любовь между мной и Асей…» – писал Андрей Белый про апрель 1909 года в заметках, названных им «Материал к биографии (интимный), предназначенный для чтения только после смерти автора» (Белый называл свои заметки и просто «Материал к биографии (интимный)»). В личном плане это один из самых откровенных его текстов. Он хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф 53.
- Роман Гуль, Я унес Россию. Апологiя эмиграции, т. III. Россия в Америке, Нью-Йорк, 1987, с. 132.[↩]
- Там же, с. 135.[↩]
- М. Карпович, Предисловие к книге Н. Валентинова «Встречи с Лениным», Нью-Йорк, 1979, с. 6.[↩]
- Н. Валентинов, Недорисованный портрет…, с. 173.[↩]
- Н. Валентинов, Новая экономическая политика…, с. 70.[↩]
- Н. Валентинов, Два года с символистами. Приложение III. Письма Н. Валентинова к редактору настоящего издания, Stanford, California, 1969, с. 236.[↩]
- М. Карпович, Предисловие к книге Н. Валентинова «Встречи с Лениным», сб.[↩]
- Н. Валентинов впоследствии вспоминал: «Этой теме была посвящена написанная мною в 1912 – 1916 гг. большая книга в 650 страниц «Россия и русская культура». Рукопись, плохо спрятанная, попала в руки жившей у нас старушки, которая, считая, что исписанная бумага никакой ценности уже не имеет, употребила ее в 1918 – 1919 гг. листок за листком для разжигания печки» (Н. Валентинов, Два года с символистами, с. 7)[↩]
- Там же, с. 4.[↩]
- Имеется в виду книга Андрея Белого «Между двух революций» (Л., 1934). Андрей Белый писал в ней о Н. Валентинове: «…это был живой, бледный блондин, обладавший и даром слова, и умением будоражить во мне вопросы, связанные с марксизмом; он не был типом газетчика; скорей – доморощенного философа… я ценил в нем отзывчивость и то вниманье, с которым он выслушивал тезисы мной вынашиваемой теории символизма… Во всяком случае Валентинов был острый, увлекательный собеседник, живо относившийся ко мне и Брюсову…» (с. 256 – 257).[↩]
- Н. Валентинов, Два года с символистами, с. 4.[↩]
- Там же, с. 5.[↩]
- См.: Н. Валентинов, Два года с символистами. Приложение I. Авто-комментарий к главе «А. Блок и А. Белый», с. 225.[↩]
- Там же, с. 227.[↩]
- Когда этот материал сдавался в печать, глава «Брюсов и Эллис» из книги Н. Валентинова «Два года с символистами» была опубликована в сборнике «Воспоминания о серебряном веке» (М., 1993).[↩]
- Станислав Вольский (Андрей В. (?) Соколов; 1880 – 1930?) – публицист, общественный деятель. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам, позднее – лидер отзовистов. К Октябрьской революции отнесся враждебно, эмигрировал, но вскоре вернулся в Россию. Работал в Госплане, Наркомторге. С 1927 года занимался литературной работой.[↩]
- И. Бунаков (Илья Исидорович Фондаминский; 1897 – 1942) – публицист, общественный деятель. Входил в ЦК партии социалистов-революционеров. После 1917 года был комиссаром Черноморского флота, членом Учредительного собрания, одним из руководителей (от эсеров) «Союза возрождения». В эмиграции И. Бунаков-Фондаминский – один из создателей и редакторов парижского журнала «Современные записки» (в 1920 – 1940-х годах), где опубликовал свою большую историософскую работу «Пути России»; был одним из издателей журнала «Новый Град», альманаха «Круг». Погиб в фашистском концлагере Освенцим.[↩]
- Андрей Белый в книге «Начало века» писал: «Нас называли «символистами второй волны»; для меня это название значило: «символисты», но не «декаденты» (с. 536). Здесь и далее ссылки на его мемуары даются по изданиям: Андрей Белый, На рубеже двух столетий, М., 1989; он же, Начало века, М., 1990; он же, Между двух революций, М., 1990.[↩]
- Владимир Соловьев отозвался на три выпуска сборника «Русские символисты», подготовленные В. Я. Брюсовым, тремя статьями в «Вестнике Европы». Н. Валентинов имел в виду статью В. Соловьева «Еще о символистах» о третьем выпуске в «Вестнике Европы», 1895, N 10 (см.: Н. Валентинов, Два года с символистами, с. 140 – 141).[↩]
- Р. Гуль писал: «В 1903 г. он (Н. Валентинов. – Т. Д. -Д.) встретил и полюбил Валентину Николаевну (В. Н. Алексееву. – Т. Д. -Д.), ставшую верным другом всей его жизни. Она тоже происходила из тамбовской помещичьей семьи. В Петербурге стала опереточной певицей. И имела успех» (Роман Гуль, Я унес Россию. Апологiя эмиграции, т. III. Россия в Америке, с. 132).[↩]
- Имеются в виду массовые демонстрации в Москве осенью 1905 года в связи с обнародованием Манифеста 17 октября.[↩]
- Сергей Иванович Шаховской (1865 – 1908) – общественный деятель. В 1890-е годы – гласный Московского губернского и Серпуховского уездного земских собраний. Член «Союза освобождения», одной из двух организаций (другая – «Союз земцев-конституционалистов»), на основе которых была создана партия кадетов. Дмитрий Иванович Шаховской (1861 – 1939) – общественный и политический деятель, историк, литератор, публицист. Участник земских съездов 1904 – 1905 годов. Член «Союза земцев-конституционалистов», член ЦК партии кадетов. Депутат I Государственной думы, ее секретарь. Министр государственного призрения Временного правительства. Один из основоположников кооперативного Движения в России. В апреле 1939 года был осужден на десять лет. Более о нем сведений нет.[↩]
- Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс (1869 – 1962) – видный деятель партии кадетов. В начале 1919 года основала в Лондоне Комитет освобождения России. В воспоминаниях «На путях к свободе» (Нью-Йорк, 1952) А. Тыркова-Вильямс писала: «В декабре 1905 г., Во время вооруженного восстания, он (С. И. Шаховской. – Т. Д. -Д.) устроил у себя для партизан склад револьверов и прятал их в голове алебастрового Аполлона» (с. 104).[↩]
- Алексей Николаевич Тургенев (7 – 1906) – присяжный поверенный, отец Анны Алексеевны Тургеневой («Аси»; 1890 – 1966) – художницы, первой жены Андрея Белого.[↩]
- Софья Николаевна Бакунина (в первом браке – Тургенева, во втором – Кампиони) – дочь Николая Александровича Бакунина (1818 – 1901 – общественного деятеля либерального направления. Он был братом, а не дядей, как пишет Н. Валентинов, «знаменитого анархиста» Михаила Александровича Бакунина.[↩]
- Сестры А. А. Тургеневой («Аси»): Наталья Алексеевна Тургенева (1886 – 1942) – жена Александра Михайловича Поццо (1882 – 1941), юриста, редактора московского журнала символистского направления «Северное сияние», и Татьяна Алексеевна Тургенева (1896 – 1966) – жена Сергея Михайловича Соловьева (1885 – 1942), поэта, прозаика, религиозного публициста, переводчика, с 1913 года – священника, одного из самых близких друзей Андрея Белого.[↩]
- Андрей Белый относит первую встречу с Асей и Наташей Тургеневыми к ноябрю 1905 года (см.: Андрей Белый, Между двух революций, Комментарии А. В. Лаврова, с. 460).[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1994