Дмитрий Кантемир (К 300-летию со дня рождения)
Выдающийся молдавский ученый и государственный деятель Дмитрий Кантемир был одним из образованнейших людей своего времени. Философ, историк, писатель, он сыграл немалую роль в литературном развитии своего народа.
Дмитрий Кантемир родился в 1673 году. Молдавия в ту пору была разорена турецким владычеством и нападениями польских военных отрядов. Внутри страны верховодила боярская клика, избравшая отца Дмитрия – Константина господарем.
У господаря Константина не было ни боярской знатности, ни поместий, ни образования. Он выглядел белой вороной среди боярства, фактически управлявшего страной. И воспитывая своих детей, он, по-видимому, внушал им, что духовное величие превыше знатности и богатства.
Первым учителем Дмитрия Кантемира в отцовском доме был ученый грек Еремия Какавела, получивший образование в Константинополе, Вене и Лейпциге и ставший впоследствии автором нескольких богословских работ, написанных на греческом и молдавском языках. Отец заботился об образовании сына.
Вот любопытный факт. Отправляя в 1687 году Дмитрия заложником в Константинополь, господарь снабжает его письмами к французскому и голландскому послам, прося их помочь ему в приобретении книг.
В 1691 году Дмитрий возвращается в Молдавию к отцу и живет с ним до его кончины в 1693 году. Но Царь-град влечет к себе молодого князя, и после смерти отца он возвращается туда в качестве представителя молдавского господаря перед Высокой Портой. В 1698 году, находясь в турецкой армии, Дмитрий принимает участие в сражении при Зенте, как известно, завершившемся катастрофическим поражением турок. Под напором войск Евгения Савойского турки откатываются от Буды до Белграда, и Кантемиру едва удается спастись от смерти.
В 1699 году, вернувшись на родину, Дмитрий Кантемир женится на дочери бывшего валашского господаря Шербана Кантакузена. От этого брака у них родились четыре сына (среди них будущий известный русский поэт – Антиох) и две дочери.
Дом Кантемира, построенный на живописном берегу Босфора, становится в эти годы широко известным в Константинополе. Его посещают оттоманские государственные деятели и дипломаты, ученые и художники, музыканты и богословы. Молдавский князь наряду с другими дарованиями обнаруживал незаурядный музыкальный талант. Он превосходно играл на мандолине и на турецких музыкальных инструментах, ему принадлежат первый трактат о турецкой музыке и записи народных песенных мотивов, впоследствии вошедших в турецкий музыкальный фольклор.
Живя в Константинополе до 1710 года, Кантемир занимается античной философией, знакомится с творениями Аристотеля, влияние которого обогащает его миросозерцание элементами диалектики, и выпускает несколько книг, посвященных морально-этическим проблемам. Наряду с этим Кантемира не перестают занимать социально-политические аспекты окружающей его жизни.
Первая его книга «Диван, или Спор мудреца с миром», написанная на молдавском и греческом языках, печатается в Яссах в 1698 году. Как жанровое явление книга примыкает к сократическому диалогу, и хотя в средневековой литературе подобного рода произведения были проникнуты мистическим содержанием и спор в них обычно кончался победой аскетического духа над жаждущей мирного приволья и удовольствий плотью, Кантемир отходит от этой религиозной традиции, трактуя вопрос в духе идей гуманизма. Долгое время это сочинение Кантемира не принималось всерьез, и только в наши дни, благодаря исследованиям румынского ученого Вирджила Кынди, установлено, что кантемировский «Диван» был первым крупным философским произведением в юго-восточной Европе эпохи Возрождения и благодаря арабскому переводу был известен на Востоке.
В своей книге Кантемир противопоставляет возвышенную мысль порочной низменной действительности, подвергая беспощадному анализу конкретно-исторический социальный строй, в котором господствуют основанные на деспотизме человеческие отношения. Кантемировскому мудрецу жизнь общества, управляемого жаждой наживы, представляется комедией, объектом, достойным осмеяния. Автор высмеивает погоню за богатством, славой и властью, тиранию сильных мира сего. В книге присутствует известный средневековый поэтический мотив тленности, позволяющий автору избежать обязательного в подобных случаях дидактизма. Вместе с тем в «Диване» не осуждаются чувственные радости, Кантемир считает их естественными для человека.
Особенный интерес представляет в книге стремление Кантемира примирить христианскую мудрость Библии с учениями античных греко-римских и восточных арабско-персидских философов и поэтов. Евангельские моральные поучения и притчи дополняются здесь изречениями Сенеки, Ювенала, Эпиктета, Лукреция, Плутарха, сентенциозными стихами Саади и Хафиза и т. д.
Ученый хоть и приемлет христианскую мораль – что естественно для его времени, – но мыслит неизмеримо шире, чем многие передовые умы последующих поколений. И в этом чрезвычайно характерная черта кантемировского гуманизма.
Примерно в годы написания «Дивана» Кантемир выпускает на латинском языке учебник логики «Compendiolum universae logices institutiones», основные положения которого почерпнуты из Аристотеля.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1973