«Делайте ваши ставки, господа!». Пьер Булез и Мишель Фуко: диалог двух современников
В разветвленном лабиринте литературных контактов Пьера Булеза — а в том, насколько широко они простираются в пространстве культуры, можно легко убедиться по многочисленным очеркам-портретам, в изобилии представленным на страницах книг композитора, — есть имя, приковывающее к себе особое внимание, — Мишель Фуко.
Диалог этих выдающихся деятелей европейской культуры — мыслителя и творца — следует понимать не только как «событие общения» (воспользуемся здесь формулировкой Г.-Г. Гадамера в отношении сократовских диалогов), но и как «место встречи различных дискурсов» (по выражению М. Фуко). В таком разрезе он представляет собой интересную страницу в истории музыки, философии и теории литературы, практически не изученную ни в России, ни за рубежом. Сосредоточенные главным образом вокруг рецепции современной музыки, суждения Фуко и Булеза не замыкаются в рамках социокультурной проблематики, но затрагивают проблемы эстетического порядка, такие, например, как формальные поиски в художественном творчестве.
В данной статье речь пойдет о текстах, которые позволяют увидеть Булеза и Фуко сквозь призму их собственной индивидуально-авторской оптики. Чем примечателен этот разговор? Какие темы, привлекшие внимание собеседников, существенны для понимания современной музыкальной культуры? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, обратимся к некоторым фактам историко-биографического характера.
Булез и Фуко: путь к сотрудничеству
История отношений Фуко и Булеза восходит к началу 1950-х годов1. Тогда на проходившей в аббатстве Руайомон декаде музыки, в которой принимал участие и Булез, состоялась первая встреча композитора и философа, впоследствии обернувшаяся сотрудничеством, развернувшимся в стенах двух известных учреждений Франции. С одной стороны, речь идет о Коллеж де Франс2, одном из старейших учебных заведений страны, а с другой — об ИРКАМ3 (Институте музыкально-акустических исследований) при Центре Жоржа Помпиду.
Позже, выстраивая ретроспекцию своего общения с композитором, Фуко описывает себя лишь как прохожего, внимание которого оказалось захвачено атмосферой, возникшей вокруг Булеза, — авангардно мыслящего, темпераментного и дерзкого защитника всего нового в музыке. Тем не менее общение философа и музыканта не получило сразу непосредственного продолжения, а возобновилось более двух десятилетий спустя. Однако Булез, находившийся главным образом за пределами Франции4, не упускал из поля зрения труды философа, которые к тому времени приобрели широкую международную известность.
Длительным перерывом в отношениях Булеза и Фуко как раз и объясняется отсутствие существенной фактологии, поэтому даже мельчайшие биографические подробности дают нам возможность хотя бы отчасти заполнить неизбежно возникающие информационные лакуны.
Позволим себе привести один из эпизодов, о котором Булез упоминает в своем эссе о Фуко. Во время гастрольного турне с оркестром «Би-би-си» по Советскому Союзу композитор встретился с группой интеллектуалов, активно интересовавшихся всем, что происходило в зарубежном театре и литературе, оставив, по просьбе одного из них, только что изданную книгу М. Фуко «Слова и вещи».
Важной вехой во взаимоотношениях философа и композитора стал 1975 год, когда Булез неожиданно для себя получил от Фуко предложение провести авторский лекционный курс в Коллеж де Франс. Судя по словам Р. Барта, инициатором приглашения которого в Коллеж де Франс тоже был Фуко, в этом учебном заведении царят «наука, знание, строгость и обузданная дисциплиной творческая фантазия» [Барт: 545]. В разные годы профессорами Коллежа становились выдающиеся французские ученые, философы и литераторы, коллективное избрание которых имело своей целью «поддержать <…> интеллектуальный поиск той или иной личности» [Барт: 560]. Важно подчеркнуть, что для этого по традиции специально учреждаются новые кафедры, закрепляющие в своих названиях приоритетную для конкретной личности область научных интересов, например: кафедра социальной антропологии (К. Леви-Стросс); кафедра поэтики (П. Валери); кафедра философии (М. Мерло-Понти); кафедра сравнительной грамматики (Э. Бенвенист); кафедра литературной семиологии (Р. Барт); кафедра истории систем мысли5 (М. Фуко).
Ролан Барт в своей инаугурационной лекции, которую по традиции читает каждый избранный профессор, вступающий в должность, замечательно передал специфику этого учреждения: «…у преподавателя в Коллеж де Франс лишь одна задача — исследовать и рассказывать; или точнее: вслух переживать грезу собственного исследования, а вовсе не судить, не выбирать, не продвигать, не ставить себя на службу извне направляемому знанию» [Барт: 546]. Кроме того, гибкая внутренняя структура учреждения, не скованная жесткими академическими рамками, предполагает, что его слушателем может стать любой ищущий новых знаний человек, который освобождается от обязанности сдавать экзамены, как, впрочем, и от получения диплома.
Несмотря на отсутствие в Коллеж де Франс традиционного университетского формата, Фуко стремился обновить и его, расширяя спектр предлагаемых дисциплин. Интенцию Фуко ввести лекционный курс о музыке Булез объяснял следующим образом: «Он хотел <…> помочь художественному творчеству войти в ту область, где господствовали науки, и сформировать некое ядро из философов или людей искусства, которые могли бы немного обновить жизнь Коллежа»6 [Boulez. Michel... 671]. Нечто аналогичное сделал и сам Булез, собрав за круглым столом в ИРКАМ целую плеяду своих современников — философов и композиторов.
Авторский курс в Коллеж де Франс Булез открыл программной лекцией «Изобретение, техника и язык в музыке» («Invention, technique et langage en musique»), которая и дала название новой кафедре. В целом, деятельность композитора в роли профессора продлилась два десятилетия — с 1976 по 1995 год, а прочитанные в этом учреждении лекции впоследствии были собраны и опубликованы в книгах — «Вехи (к десятой годовщине). Десять лет преподавания в Коллеж де Франс (1978-1988)» (1989) и «Лекции о музыке. Ориентиры III» (2005). Добавим, что сам Фуко преподавал здесь последние полтора десятилетия своей жизни с 1970 по 1984 год.
Еще одним значимым моментом в интеракции Фуко и Булеза стала их беседа в рамках семинара «Музыкальное время» («Le Temps musical»), прошедшего в феврале 1978 года в ИРКАМ. Несмотря на значительную временную дистанцию, отделяющую нас от этого события, оно и сейчас воспринимается как совершенно неординарное, ведь обсудить темы, касающиеся современной музыки, композитор пригласил таких известных французских интеллектуалов, как Ролан Барт, Жиль Делёз и Мишель Фуко. Данное собрание задумывалось Булезом как первый шаг к тому, чтобы и в дальнейшем «перебрасывать мосты между различными областями культуры» [Boulez. Michel... 673].
- Если П. Булез в своих воспоминаниях лишь приблизительно называет время их знакомства, говоря о 1951-1952 годах, то в монографии Д. Эрибона о Мишеле Фуко (рус. изд. 2008 года) есть более точное указание — конец июля 1951 года. [↩]
- Коллеж де Франс (Collfge de France) — особая институция в образовательной системе Франции, по сей день сохраняющая свою уникальность, была учреждена французским королем еще в 1530 году. [↩]
- L’IRCAM (L’Institut de Recherche et Coordination Acoustique/ Musique) создан в 1977 году по инициативе Булеза, который возглавлял Институт со дня его основания и до начала 1990-х годов. [↩]
- В 1958 году композитор поселился в Германии (г. Баден-Баден).[↩]
- Chaire d’Histoire des systfmes de pensеe. [↩]
- Перевод с французского здесь и далее мой. — Ю. П. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2017
Литература
Барт Р. Лекция // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Перевод с франц., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1980. С. 545-573.
Булез П. Форма / Перевод с англ. Т. Цареградской // Слово композитора (по материалам второй половины ХХ века). Сб. тр. / Отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая. Вып. 145. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. C. 14-19.
Булез П. Письмо и идея / Перевод с франц. Ю. Пантелеевой // Слово композитора и о композиторе. Сб. ст. и материалов / Ред. и сост. Н. С. Гуляницкая, Ю. Н. Пантелеева. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 31-69.
Костелянец Р. Разговоры с Кейджем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
Boulez P. La musique contemporaine et le public (dialogue avec Michel Foucault) // Boulez P. Regards sur autrui. Points de repfres II. Paris: Christian Bourgois Еditeur, 2005. P. 481-491.
Boulez P. Michel Foucault // Boulez P. Regards sur autrui. Points de repfres II. P. 671-674.
Foucault M. Pierre Boulez ou l’еcran traversе // Boulez P. Le» ons de musique. Points de repfres III. Paris: Christian Bourgois Еditeur, 2005. P. 17-22.
Michel Foucault ` l’ IRCAM // L’ еtincelle. 2014. No. 11. P. 20-21.