№8, 1961/Зарубежная литература и искусство

Чешские критики перед новыми задачами

Газета «Литерарни новины» опубликовала материалы конференции по критике, состоявшейся в Праге1. Бурная дискуссия, развернувшаяся перед конференцией, свидетельствует о том, что у чехословацких товарищей накопилось много вопросов, которые необходимо разрешить для успешного развития критики и литературоведения.

На конференции впервые собрались для совместного обсуждения общих проблем специалисты по разным видам искусств – литературные и театральные критики, критики в области кино и изобразительных искусств. Ясно, что широкий обмен мнениями между деятелями смежных видов искусств чрезвычайно плодотворен.

Акад. Л. Штолл, сделавший основной доклад на конференции, отметил, что больше всего неясностей и спорных вопросов возникает в оценке явлений искусства недавнего прошлого и настоящего – искусства XX века, прежде всего художественного наследия эпохи буржуазной республики. Острота этих вопросов вызвана тем, что речь идет о тенденциях во многом еще живых, а также тем, что этими проблемами долгое время серьезно не занимались. Но главное, конечно, в методологической сложности самой проблемы, которая привлекает сейчас внимание эстетиков-марксистов во многих странах. Штолл вспоминает в этой связи работы Г. Недошивина, В. Кеменова, В. Перцова, сборники «Против ревизионизма в искусстве», «Основы марксистско-ленинской эстетики» и др. Он упоминает также дискуссию в Институте Грамши. Эти материалы дают, по мнению Штолла, основания для того, чтобы наметить направление разрешения спорных вопросов. Он обращает внимание на необходимость четко отделить понятие «модерности», то есть подлинной современности, новаторства, от «модернизма», для которого характерна погоня за формальными новшествами, прикрывающими старое содержание.

Говоря о двух основных направлениях в развитии искусства XX века: одном – представленном демократическими художниками, сближающимися с революцией и идущими к новому реализму, а другом – индивидуалистическом, переживающем глубокий кризис, Штолл напоминает, что и тут и там были честные, талантливые художники. Некоторые из них, отметая вместе с натурализмом и академизмом реалистические традиции, считали, что отвергают тем самым всю буржуазную цивилизацию. Поэтому, предупреждает Штолл, «было бы неверно рассматривать эти исторические тенденции с точки зрения какой-либо нормативной эстетики и не видеть, всю сложность этих процессов, не видеть борьбу внутри каждого течения и внутреннюю дифференциацию в каждом из основных направлений». Задача критика-марксиста – отличить подлинные ценности, созданные на этих путях талантливыми художниками, от явлений декаданса. Речь идет не только о научной задаче, но прежде всего о политической, так как все эти вопросы связаны с развитием значительной части чехословацкой интеллигенции.

  1. »Literarninoviny», Praha, 1961, N 8. []

Цитировать

Бернштейн, И. Чешские критики перед новыми задачами / И. Бернштейн // Вопросы литературы. - 1961 - №8. - C. 131-133
Копировать