№5, 2008/Мнения и полемика

Чаадаев и графиня Ржевусская

Настоящая статья была предназначена для сборника в честь А. Осповата, однако – по чисто техническим причинам – опубликованным оказался лишь один из ее вводных фрагментов (см.: И время и место.)

Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата. М.: Новое издательство, 2008. С. 222 – 224). История публикации первого «Философического письма» в «Телескопе» имеет свою предысторию, связанную, в частности, с бытованием «Письма» в рукописи и попыткой Чаадаева познакомить с ним Западную Европу. Кто были первые читатели «Письма»? Как и когда проникло оно за границу? Как воспринималось западными европейцами? Эти вопросы освещены до настоящего времени недостаточно.

К числу первых западноевропейских читателей (читательниц) «Философического письма» принадлежит графиня Розалия Ржевусская1. Это имя упоминается в литературе о Чаадаеве в связи с его письмом к А. Тургеневу (энергичному посреднику в сношениях московского философа с европейским Западом). «…Я не имею ничего возразить против благожелательных исправлений графини Ржевусской, – пишет Чаадаеве мая 1835 года. – Уверьте ее, пожалуйста, если встретите ее, что я весьма тронут ее симпатиями и, в качестве философа женщин, очень высоко их ставлю. Как знать? Быть может, когда-нибудь мне доведется лично высказать ей это. Если я выберусь когда-нибудь из моей страны, то она может быть уверена, что мне ничего не будет стоить сделать крюк миль в двести и даже более, чтобы засвидетельствовать ей мое почтение»2..

Публикуемая работа – попытка свести воедино ряд мелких свидетельств, уточняющих отзыв Чаадаева о Ржевусской.

 

* * *

«Ржевусская Розалия Александровна (1791 – 1865), – читаем в аннотированном именном указателе к двухтомнику сочинений и писем Чаадаева, где помещено и письмо от 1 мая 1835 года (впервые опубликованное М. Гершензоном в 1913 году), – рожд. княжна Любомирская, ревностная католичка, которая читала ФП («Философические письма». – К. А.) и вносила в них некоторые поправки, которые Ч. (Чаадаев. – К. А.) принял весьма благосклонно»3.. К этому следует добавить, что «ревностная католичка» отличалась красотой, умом и образованностью и не лишена была склонности к литературному творчеству. С ней охотно общались известные политики, дипломаты, философы, писатели и художники.

Чаадаев, как явствует из приведенного выше отрывка, никогда не встречался с Розалией Ржевусской, но знал о ней, видимо, по рассказам П. Вяземского или А. Тургенева; последний и оказался посредником в его заочном знакомстве с графиней.

Имя Розалии Ржевусской мелькает в варшавских письмах Вяземского к Александру Тургеневу (в 1818 – 1821 годах Вяземский служил в канцелярии Н. Новосильцова, полномочного представителя Александра I при Правительственном совете Царства Польского). Из этих писем видно, что Вяземский был и ранее знаком с Ржевусской (в середине 1810-х годов графиня бывала в Петербурге, где сблизилась, в частности, с кругом Карамзина). «С одною Ржеутскою было мне ловко, – сообщает Тургеневу Вяземский 15 ноября 1818 года из Варшавы. – Но она не долго была здесь при мне»4.. Розалия Ржевусская и ее «сумасбродный» муж, граф Венцеслав Северинович Ржевусский (1785 – 1831), упоминаются также в письме Вяземского к Тургеневу от 13 февраля 1820 года5.. Наконец, в марте 1821 года Вяземский сообщает Тургеневу:

«Я не вижусь с Ржевусскою; она как-то погрязла в ультрацизме6,.  и каком-то венском романтизме7,.  и, по крайней мере, как мне показалось, обошлась со мною холодно при первом, то есть возобновленном свидании, и все вместе делает, что я не ищу ее и с нею почти раззнакомился»8..

Александр Тургенев также встречался с графиней в петербургских салонах, причем уже тогда (в 1810-е годы) их беседы оборачивались «спором» между просвещенным русским космополитом, тяготевшим к западноевропейскому протестантизму, и убежденной, ревностной католичкой, какой была графиня Ржевусская.

 

* * *

Спустя много лет Тургенев встретил Ржевусскую в Риме. В жизни графини произошли за это время драматические перемены: в польском восстании 1831 года погиб ее муж, а она сама вынуждена была покинуть Варшаву; ее основным местожительством

 

становится Вена, где обосновались в начале 1830-х годов и другие польские беженцы. Впрочем, Ржевусская любила путешествовать; в 1833 – 1834 годах она жила преимущественно в Италии и Швейцарии.

«Сказывают, что здесь бывшая в П[етер]бурге Розалия Ржевуцкая, о коей Делинь9.  некогда говаривал, qu’elle est belle comme l’amour et savante, comme un pere de l’eglise10.. Побываю у ней» 11. – пишет Тургенев П. Вяземскому 17 декабря 1833 года из Рима.

Вечером 11 января 1834 года Тургенев увидел Ржевусскую в салоне графини Шуваловой1212. На другой день – новая встреча. «Встретил графиню Ржевусскую и отдал ей письмо…»1313. – отмечает Тургенев в своем дневнике 12 января 1834 года. «Здесь иногда встречаю я гр[афиню] Ржевуцкую, – подытоживает Тургенев в письме к Жуковскому и Вяземскому (из Рима), – и мы снова начали п[етер]бургские споры; но она сделалась еще положительнее14.  прежнего; несмотря на то, кажется, мы встречаемся не без взаимного удовольствия: строгий католицизм ее не мешает мне мыслить вслух о Риме и о немецкой философии. Она восхищалась письмом Чадаева о Риме и брала его два раза у меня»15..

Речь идет о письме Чаадаева к Александру Тургеневу от 20 апреля 1833 года – московский философ, утверждавший преимущество римско-католической веры перед православием, излагает здесь свои сокровенные мысли о «вечном городе» («связь между древним и новым миром»), о римском папе («непреходящий духовный памятник»)16.  и т.п. Письмо это – полемическое по отношению к А. Тургеневу, воспринимавшему папский Рим и самого папу скорее критически. «Это письмо о Риме в ответ на мое об Италии и о папе17. – писал Тургенев Вяземскому 1 ноября 1836 года. – <…> Чаадаев был взбешен моею картиною Италии и папства в письмах моих к вам и к нему…»18.

Графиня Ржевусская не была единственным человеком, кого Тургенев познакомил с чаадаевским «письмом о Риме». 14 августа 1833 года Тургенев сообщал Вяземскому (из Швейцарии), что показал «милое, умное и красноречивое» письмо Чаадаева (см. примеч. 17) одной даме, которая, «перечитав его два или три раза, написала ко мне сегодня «There is a man»19,.»20..

Обсуждая с Ржевусской письмо Чаадаева, Тургенев, естественно, рассказывал ей о своих встречах с философом, о его московской жизни и – «Философических письмах». Однако текстом «Письма» (то есть первого из «Философических писем») он в то время, по-видимому, еще не располагал.

О существовании «Письма» Тургенев узнал, вероятно, весной–летом 1831 года. Из сохранившейся переписки Вяземского, Жуковского, Пушкина и А. Тургенева явствует, что в этом кругу, начиная с весны 1831 года, передавалась из рук в руки некая «рукопись» Чаадаева, которая, следует думать, представляла собой ранний вариант первого «Философического письма» (возможно, с отрывками из других писем)21..

В 1831 году Тургенев, находясь в Москве, неоднократно встречался с Чаадаевым. Об этом рассказывают его письма к Николаю Тургеневу за 1831 – 1832 годы. «Чадаев здесь и желает меня видеть»## Цит. по: Истрин В. Из документов архива братьев Тургеневых // Журнал министерства народного просвещения.

  1. Встречаются различные написания этой фамилии: Ржевуская, Ржевуцкая,
    Реутская и др. []
  2. Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. и избранные письма в 2 тт. Т. 2. М.: Наука, 1991. С. 90 (в оригинале – на франц. яз.).[]
  3. Там же. С. 609.[]
  4. Остафьевский архив князей Вяземских. I. Переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1812 – 1819 /Изд. графа С. Д. Шереметева. Под ред. и с примеч. В. И. Саитова. СПб., 1899. С. 146.[]
  5. См.: Остафьевский архив князей Вяземских. II. Переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1820 – 1823. С. 19.[]
  6. То есть в максималистских настроениях, своего рода «ультракато-лицизме».[]
  7. Вероятно, Вяземский имеет в виду романтическое возвеличивание Австрии и Габсбургов с позиций католицизма.[]
  8. Остафьевский архив князей Вяземских. II. С. 176.[]
  9. Видимо, князь Шарль Жозеф де Линь (de Ligne; 1735 – 1814) – бельгийский писатель, известный своим остроумием. По профессии – военный (генерал на австрийской службе).[]
  10. Что она прекрасна, как любовь, и образованна, как отцы церкви (франц.).[]
  11. Переписка Александра Ивановича Тургенева с кн. Петром Андреевичем Вяземским. Т. I: 1814 – 1833 годы / Под ред. и с примеч. Н. К. Кульмана. Пг., 1921. С. 374[]
  12. Софья Александровна Шувалова (урожд. Салтыкова-Головкина; 1807 – 1841) – графиня, жена дипломата Г. Шувалова (с 1825 года). Известен выполненный Кипренским в 1835 году портрет С. Шуваловой рядом с ее сестрой М. Потоцкой (1806 – 1845) и служанкой-эфиопкой (последняя завершенная работа художника).[]
  13. Цит. по: Азадовский К. «Устаю от восхищения беспрерывного…» (Александр Тургенев в Риме) // Всемирное слово (СПб.). N 17/18. 2005. С. 10.[]
  14. То есть определеннее, категоричнее.[]
  15. Письмо из Рима от 13 января 1834 года // ИРЛИ. Ф. 309. Ед. хр. 4174b. Л. 29.[]
  16. Чаадаев П. Я. Указ. изд. Т. 2. С. 79 – 80.[]
  17. Какое именно из своих писем к Чаадаеву или Вяземскому имел в виду Тургенев, – определить трудно. Предполагаемый ответ на письмо Чаадаева содержит, в частности, его письмо к Вяземскому от 14 августа 1833 года из Женевы. «…Ожидаю случая и досуга отвечать ему (Чаадаеву. – КА.) на его милое, умное и красноречивое письмо… – пишет он Вяземскому. – Как бы хотелось теперь привязаться к некоторым строкам его, например, о Папе…» (Переписка Александра Ивановича Тургенева с кн. Петром Андреевичем Вяземским. Т. I. С. 302). Далее Тургенев приводит (по-французски) ряд своих возражений Чаадаеву.[]
  18. Остафьевский архив князей Вяземских. III. Переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1824 – 1836. С. 345 – 346.[]
  19. »Вот человек» (англ.). []
  20. Переписка Александра Ивановича Тургенева с кн. Петром Андреевичем Вяземским. Т. I. С. 302.[]
  21. См.: Чаадаев П. Я. Указ. изд. Т. 2. С. 306 – 307 (комментарий В. Сапова к письму Чаадаева Пушкину от 17 июня 1831 года).[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2008

Цитировать

Азадовский, К.М. Чаадаев и графиня Ржевусская / К.М. Азадовский // Вопросы литературы. - 2008 - №5. - C. 330-341
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке