№4, 1962/Зарубежная литература и искусство

Боевой рупор современности

«Kortars», Budapest, 1961, NN 1 – 12.

«Кортарш» – по-венгерски «Современник». Это название не случайно: направление «Кортарша», его лицо определяется насущными проблемами современной венгерской литературы и общественной жизни. В одном из номеров «Кортарш» выступает со своим кредо: «Журнал будет неотступно следовать примеру Жигмонда Морица – той подвижнической страсти, с которой этот сильный, талантливый, но такой одинокий писатель жаждал, искал и – что важнее всего – создавал своего читателя».

И действительно, журнал создает читателя, формирует его вкусы, прививает любовь к настоящей литературе. «Кортарш» стремится активно вмешаться в литературный процесс, быть «ходоком от большой публики в страну искусства». Пожалуй, именно этими крылатыми словами А. В. Луначарского лучше всего сформулировать роль и значение «Кортарша».

«Кортарш» начал выходить в свет в сентябре 1957 года, первым из венгерских толстых журналов. В условиях трудной идеологической борьбы, когда позиции многих литераторов отличались шаткостью, особенно велика была его роль в деле консолидации писателей и оживления литературной жизни страны. В этот период во главе журнала стояли Иожеф Дарваш и Габор Толнаи. В 1959 году Дарваш возглавил вновь созданный Союз венгерских писателей и в связи с этим вышел из редколлегии журнала. На посту редактора остался Габор Толнаи – даровитый писатель и литературовед, обнаруживший я качества организатора. Ему удалось привлечь к работе в журнале известных венгерских писателей: Дюлу Ийеша, Антала Гидаша, Ласло Немета, Шандора Ридега, Лайоша Мештерхази, Гезу Мольнара. Эти писатели исколесили вдоль и поперек всю Венгрию, выступая с литературными концертами, принимая участие в читательских конференциях. Они побывали в земельных кооперативах, заводах, школах, домах культуры. Под рубриками «Венгерская действительность» и «Дневник писателя» публикуются очерки об этих поездках: в живой, увлекательной форме писатели делятся своими впечатлениями, затрагивая при этом множество проблем венгерской жизни. Так, например, в 1961 году на страницах журнала обсуждались вопросы жилищного строительства.

«Кортарш» умело отбирает для публикации лучшие художественные произведения. В их числе – драма Дарваша «Пожар на рассвете», с успехом идущая во многих театрах Венгрии; отрывки из новой книги Гидаша «Нужна другая музыка» – завершающего тома трилогии, начатой «Господином Фяцеком»; повесть Ийеша «Превращение», драма Немета «Честь отцов». «Кортарш» публикует стихи многих самобытных поэтов. Рядом с такими мастерами, как Дюла Ийеш, Антал Гидаш и поэт пролетарской революции 1919 года Лайош Кашшак, выступает талантливая молодежь: Мартон Калас, Ласло Надь, Имре Дере. Стихи, печатающиеся на страницах «Кортарша», различны по тематике, образному строю, интонации, но все они в той или иной мере затрагивают общественные проблемы, важные для сегодняшней Венгрии. В лучших из них чувствуется настоящая политическая страстность – без всякого налета декларативности.

Очень интересен критический отдел журнала. Читателя приятно удивляет жанровое разнообразие критики: историко-литературные исследования, проблемные статьи, этюды, воспоминания об отдельных писателях, критические обзоры и рецензии на вновь вышедшие книги. Некоторые статьи даже трудно определить с точки зрения жанра: это своеобразные критические миниатюры, своего рода эссе, раздумья вслух.

Цитировать

Умнякова, Е. Боевой рупор современности / Е. Умнякова // Вопросы литературы. - 1962 - №4. - C. 126-130
Копировать