Библиография работ Луначарского
«А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель. 1902 – 1963». Сост. К. Д. Муратова, Л. 1964, 263 стр. (Институт русской литературы (Пушкинский дом), Библиотека Академии наук СССР).
За свою многолетнюю литературную деятельность (1900 – 1933) А. В. Луначарский печатался в 120 газетах и журналах, дореволюционных и советских, на русском, украинском, французском, немецком, английском, итальянском и других языках, сотрудничал в центральных, провинциальных и зарубежных изданиях. Он автор многих книг и сборников статей, десятки книг и сборников были снабжены его предисловиями.
По приблизительным подсчетам его литературное наследие насчитывает около 3500 книг и сборников статей, заметок, предисловий к книгам.
Задача изучения творческого наследия Луначарского была поставлена сразу же после его смерти. Хорошо об этом выдающемся литераторе сказал Михаил Кольцов на траурном вечере в Доме печати: «Долг всех тех, кто видел и слышал Луначарского, кто помнит этого блестящего, искрящегося человека, – собрать все, что осталось от него в литературе, в письмах, в живых воспоминаниях, чтобы сохранить для будущих поколений все изумительное обаяние одного из крупнейших людей нашей революции».
Прежде чем приниматься за серьезное изучение творчества Луначарского, необходимо было собрать сведения о его работах.
Эта задача была выполнена в кратчайший срок. Уже в 1936 году появилось сообщение о предстоящем выходе в свет подготовленной к печати сотрудниками Института русской литературы К. Муратовой и Б. Лавровым под руководством Н. Пиксанова первой полной библиографии работ Луначарского по литературе и искусству1. Однако атмосфера еще во многом не способствовала популяризации творчества Луначарского. Постепенно в поисках все новых ошибок и заблуждений «либерала» Луначарского было забыто многое ценное в его наследии.
Только после XX съезда КПСС начали широко переиздаваться его работы, писаться диссертации о его творчестве, наконец, начало выходить собрание его избранных произведений о литературе и искусстве. Словом, появление рецензируемой библиографической работы стало совершенно необходимым и своевременным.
Часть указателя, относящаяся к работам Луначарского в области театра, кино и музыки, уже была опубликована К. Муратовой несколько лет тому назад2. Списки же работ Луначарского по литературе и изобразительному искусству появляются в печати впервые, если не считать библиографий Н. Самойловой и В. Ланцузского3, учитывающих случайный материал и «богатых» ошибками и опечатками.
Всего в указателе К. Муратовой учтено 1625 (а с литерными номерами около 1650) публикаций работ Луначарского за 1902 – 1963 годы, выявленных при систематическом просмотре значительного числа периодических изданий (список их приложен в конце- указателя) и различных библиографических и прочих пособий. Весь материал, как можно догадываться, описан de visu в соответствии с правилами библиографического описания и расположен в хронологическом порядке. Два вспомогательных указателя (заглавий произведений Луначарского и основных имен и названий учреждений, упоминающихся в его работах) должны облегчить пользование справочником.
Отрадно сразу же отметить, что в отдельном издании устранены те ошибки и опечатки, которые имелись в вышеуказанных прикнижных библиографиях работ Луначарского по театру, кино и музыке. С другой стороны, рецензируемый справочник учитывает большее количество работ Луначарского в этих областях искусства.
И все же в справочнике К. Муратовой имеется довольно большое количество пропусков, свидетельствующих о том, что до создания исчерпывающей персональной библиографии Луначарского (хотя бы только в области литературы и искусства) еще далеко. Мы ограничимся несколькими примерами таких пропусков.
Пропущены, например, предисловия Луначарского к романам А. Франса «Остров пингвинов» (ЗИФ, М.-Л. 1928) и А. Жида «Фальшивомонетчики» («Время», Л. 1933). Статья и переводы Луначарского из книги Л. Шарфа «Песни Чандалы», опубликованные в журнале «Правда» (1905, кн. 8), были изданы в 1906 году отдельной книгой с добавлением четырех стихотворений Шарфа в переводе Луначарского, не допущенных прежде цензурой для публикации в журнале.
В указателе К. Муратовой пропущены статьи Луначарского, печатавшиеся в 1917 году в газете «День», например, о книге А. Барбюса «Огонь» (N 29), о романах Г. Мейринка (N 35), трагедии Г. Ганца «Завтра» (N 41) и др. Это тем более не понятно, что в списке периодических изданий газета «День» за 1917 год значится просмотренной. Составителю осталось неизвестным, что все статьи Луначарского, опубликованные в украинском журнале «Дзвiн», вышли в 1918 году в Киеве отдельной книжкой. Определенное значение для истории советской литературы имеют такие статьи Луначарского (тоже пропущенные в указателе), как «Сретение» – о переходе буржуазного журналиста и писателя И. Ясинского на сторону восставшего пролетариата («Известия», 1917, N 228), или его письмо в редакцию той же газеты (1919, N 80) с заявлением о выходе из Союза работников науки, искусства и литературы в связи с антисоветской позицией, занятой руководством этого Союза. Не нашли мы в справочнике и статей Луначарского: «О задачах искусства в период реконструкции (К XVI партсъезду)» («Известия», 1930, N 153), «На могиле Пушкина» («Красная газета», веч. вып., 1926, N 207 – 209), «Грибоедов» («Правда», 1929, N 34), «В. В. Боровский как литературный критик» («Вечерняя Москва», 1930, N 106) и многих других.
Среди учтенных переводов Луначарского отсутствует стихотворение М. Легэ «Красная мельница» (в кн.: «Современный декламатор». Под ред. Н. Омельянович и В. Пяста, «Книга», Л.-М. 1926, стр. 238 – 240); переводы Луначарского из К. Майера до выхода их отдельной книгой в 1920 году ранее печатались в журнале «Пламя» (1919, N 64). Об «индийском Толстом» М. Ганди Луначарский писал не только в 1923 году, но и значительно позднее («Красная газета», веч. вып., 1930, N 120 – 121).
Луначарский очень часто выступал на различных диспутах, обсуждениях, вечерах, концертах. Эти его выступления чаше всего не стенографировались и сохранились только в передаче корреспондентов газет. Указатель К. Муратовой многое потерял в своей полноте, игнорируя материалы подобного рода.
Совершенно неудовлетворителен в справочнике учет работ Луначарского о литературе и искусстве на иностранных языках. Из его статей или предисловий к книгам, написанных для зарубежного читателя, учтена лишь одна работа на немецком языке и три на французском. А ведь Луначарский, как это отметил Ромен Роллан, «на Западе был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» 4.
Обследованы далеко не все русские эмигрантские издания, в которых сотрудничал Луначарский. Его статьи по литературе и искусству, например, были в газете Дмитриева «Парижский вестник» (1913) и журнале «Гелиос» (Париж, 1913).
В описании статей часто опускается подзаголовок. Так, в записи N 524 опущен подзаголовок «Статья первая. Главполитпросвет и искусство», из которого, помимо уточнения смысла заглавия, можно видеть, что Луначарский собирался дать целый цикл статей о задачах в области художественной жизни республики.
Книги, предисловия к которым писал Луначарский, почти как правило, описываются сокращенно, не-. точно (см., например, запись. N 1204), что недопустимо в серьезном научном издании регистрационно-справочного назначения.
Не всегда оговаривается отсутствие подписи (записи N 51 – 52) или наличие псевдонимов автора (запись. N 38, псевдоним «Анат. Анютин»); письмо в редакцию «Красной газеты» (запись N 890а) с отзывом об издателе И. Белопольском было подписано также Н. К. Крупской.
Есть в указателе К. Муратовой и целый ряд ничем не объяснимых ошибок. Статья Желтовского «О кустарной художественной промышленности», к которой Луначарский написал небольшое послесловие, целиком приписана Луначарскому. В книге «Автографы. Андрей Белый. Валерий Брюсов [и др.]», М. 1921, вместо стихотворения Луначарского «Под бурным дыханием великих событий…», указанном у К. Муратовой, помещено факсимиле совсем другого его стихотворения – «Счастливая земля! На крови поколений…». Книга «Каталог выставки художника Федора Богородского» (М. – Л. 1931), имеющая предисловие Луначарского, в рецензируемом указателе описана как каталог выставки художника П. Кузнецова (запись N 1443). Луначарский писал и о П. Кузнецове, но за два года до этого, в 1929 году, и выставка последнего была не в Музее изящных искусств, а в Третьяковской галерее.
Статья Луначарского «Самоучка» о крестьянине-поэте С. Аниканове, с которым он встретился во время своей поездки на фронты гражданской войны, никак не могла быть опубликована в мае 1918 года в газете «Петроградская правда» (запись N 398). Ее следует искать в газете «Известия» за 1919 год (N 105).
Имеются в указателе и «просто опечатки». Так, книга Е. Кузнецова (N 1566) называется не «Время и люди советского цирка», а «Арена и люди советского цирка». В книге Я. Шапирштейн-Лерса (N 607) речь идет не о литературе XIX века, а о литературе начала XX века. В записи N 1250 (и целом ряде других) неверно указан номер газеты (нужно не 41, а 111), в записи N 574 неверно указаны страницы журнала (нужно стр. 24 – 27), в записи N 1371 выпало указание на номер тома (т. 4) и т. д. и т. п. Безграмотны записи N 522 и 1526.
Справочник имеет серьезные недостатки в систематизации и аннотировании описанного материала, затрудняющие его использование. Внутри хронологических рубрик работы по истории литературы и кино, архитектуре и театру, музыке и живописи перемешаны в полном беспорядке, книги не отделены от газетных и журнальных статей. Это могло быть допустимо только при наличии вспомогательного систематического или предметного указателя, однако в справочнике его нет.
Выделить при просмотре справочника все работы Луначарского на определенную тему или в определенной области искусства, например по цирку, тем труднее, что часть записей совсем не имеет аннотаций. Загадочна запись N 1248 «Беседа с сотрудником газеты», – о чем была эта беседа? Запись «Мадам Орель и ее «товарищи» (N 270) и многие другие тоже не имеют пояснений.
Имеющиеся аннотации не всегда помогают понять содержание описанной работы, часто носят формальный характер. К описанию статьи «Культурная фильма» (N 1239) дано пояснение: «Кино и просвещение». Более уместна здесь была бы другая аннотация: «О научно-художественных и документальных фильмах».
Большинство аннотаций излишне кратко и ограничивается перечнем «основных имен», встречающихся в тексте описываемой статьи. При именах, как правило, нет никаких пояснений. Создается впечатление, что справочник К. Муратовой рассчитан или на «энциклопедистов», или на читателя, которому нужны материалы по «искусству вообще» или по «литературе вообще».
Все эти недочеты не смогут, конечно, изменить общей оценки работы, проделанной К. Муратовой и ее помощниками, но они свидетельствуют: современный уровень литературоведческой науки требует от библиографии «библиографической» точности.
- »Книжные новости», 1936, N 1, стр. 12. [↩]
- А. В. Луначарский, О театре и драматургии, т. 2, «Искусство», М. 1958, стр. 637 – 651; А. В. Луначарский, В мире музыки, «Советский композитор», М. 1958, стр. 482 – 488.[↩]
- «Ученые записки Академии общественных наук при ЦК КПСС», вып. 39, 1958, стр. 332 – 356; «Ученые записки Каршинского пединститута», вып. 5, 1961, стр. 73 – 85.[↩]
- »Литературная газета», 5 января 1934 года. [↩]