Белорусская литература для детей
Т. Цявловская. Рисунки Пушкина, «Искусство», М. 1970, 168 стр.
Сорок лет тому назад, в 1930 году, издательством «Федерация» была выпущена книга А. Эфроса «Рисунки поэта». Книга эта имела заслуженный успех и уже через три года потребовалось ее второе издание. Однако в настоящее время вполне удовлетворить нас она не может. Дело в том, что, прекрасный искусствовед и знаток графического искусства, А. Эфрос не был литературоведом и некоторые его высказывания о рисунках Пушкина впоследствии оказались ошибочными. Эти погрешности, впрочем, объясняются и тем, что тогда у исследователя рисунков Пушкина не было тех материалов, которыми мы располагаем сейчас. Ведь за последние сорок лет пушкиноведение, благодаря новым, более совершенным методам исследования и притоку новых материалов, достигло очень высокого уровня, и теперь возникла необходимость рисунки Пушкина изучить заново и более тщательно.
Это выполнено, и с большой удачей, в недавно появившейся работе Т. Цявловской. Перу Т. Цявловской принадлежит ряд исследований о Пушкине, и ее широкая эрудированность в пушкиноведении и тонкое понимание графического искусства сказались в книге о рисунках Пушкина.
Особым достоинством книги Т. Цявловской является прежде всего то, что в ней не тексты Пушкина иллюстрируются его рисунками, а, наоборот, сами рисунки подчас углубляют смысл пушкинских текстов и действительно оказываются, как пишет автор, богатейшим источником для изучения биографии поэта и его творчества.
Квалификация рисунков Пушкина у Т. Цявловской всегда тонка и точна.
Так, например, говоря о рисунке Пушкина «Женщина в обмороке», автор верно отмечает, что здесь «формы предельно обобщены. Это уже почти идея тела». Правильно и указание, что Пушкин в изображении коня передал «самую душу движения», а в полете птиц – обобщенный образ самой птицы. Подобных метких определений рассеяно на протяжении всей книги Т.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.