Белинский о соотношении видов и жанров искусства
1
Одной из насущных задач эстетической теории было и остается исследование соотношения различных видов, родов и жанров искусства.
Если каждая искусствоведческая наука имеет своей целью изучение одного определенного вида искусства, то эстетическая наука, занимаясь наиболее общими закономерностями художественного творчества, способна сопоставить различные виды и жанры искусства, дабы ответить на крайне важный и в высшей степени интересный вопрос: какова структура всей сферы художественного творчества, или, иначе говоря, что объединяет и что различает виды искусства и его жанры?
Вопрос этот имеет отнюдь не чисто теоретический интерес. Определенное понимание взаимоотношения различных областей художественного творчества всегда оказывало и оказывает ныне прямое и непосредственное воздействие на творческую практику. Это отчетливо видно в наше время. Когда, например, художники исходят из довольно широко распространенного убеждения, что все виды искусства обладают одним и тем же содержанием и отличаются друг от друга только по форме, по средствам, с помощью которых это содержание раскрывается, – они и действуют в соответствии с этим убеждением, пытаясь, скажем, «перекладывать» содержание романа в форму пьесы и киносценария, на язык оперы и балета… Другие же художники, убежденные в том, что каждый вид и каждый жанр искусства имеет не только свой «язык», свои неповторимые средства, свою особую форму, но и свое собственное содержание, в корне отличное от содержания других видов и жанров художественного творчества, стремятся отгородить ту область искусства, в которой они работают, ото всех других, замкнуть ее в непробиваемых и непроницаемых стенах «чисто» живописной, «чисто» музыкальной, «чисто» кинематографической и т. д. выразительности. Есть, наконец, и такие художники, которым чужды обе эти односторонние концепции и которые исходят – более или менее последовательно и более или менее осознанно – из представления о диалектическом характере взаимоотношения искусств, то есть ощущают свойственное всем им противоречивое единство общего и своеобразного как в форме, так и в содержании. Такие художники понимают, что, скажем, литературное произведение должно быть не только истинно «литературным», но может обладать и «живописностью», и «пластичностью», и «музыкальностью», и «кинематографичностью», без всякого ущерба для его собственно литературных качеств и достоинств. Такие художники понимают, что влияние литературы и музыки на живопись может выражаться по-разному. Отвергая в живописи «литературщину», они не боятся насыщения картин повествовательностью и, стремясь в своих полотнах к «музыкальности», не приемлют совершаемого абстракционистами превращения картины в неизобразительную «симфонию» красочных пятен.
Пожалуй, сказанного достаточно для того, чтобы понять, какое большое практическое значение имеет изучение эстетической наукой проблемы соотношения видов и жанров искусства. Стремление наиболее эффективно использовать возможности каждого из них в великом деле строительства художественной культуры социалистического общества и в эстетическом воспитании нашего народа должно опираться на вскрытые наукой» и верно, глубоко и тонко понимаемые объективные законы, определяющие специфику каждой области творчества и ее взаимодействие с другими областями. На строго научной основе должна покоиться наша борьба с современным буржуазным искусством, которое так часто заводит художественное творчество в формалистические тупики. Критика формализма подчас не затрагивает самых «веских» мотивов и аргументов его защитников – их хитроумной апелляции к музыке для объяснения природы поэзии и ссылок на орнамент при разговорах о живописи и скульптуре.
Вместе с тем теоретическое решение проблемы соотношения видов и жанров искусства имеет большое значение и для изучения истории художественной культуры на всех ее этапах.
Серьезным подспорьем здесь должно явиться изучение истории эстетической мысли. Целью данной статьи и является выяснение того, как понимал взаимоотношение видов и жанров искусства один из величайших представителей русской и мировой эстетической мысли – Белинский и что в этом разделе его эстетических воззрений может быть поучительным для советской эстетической науки.
2
В историю русской культуры «неистовый Виссарион» вошел как литературный критик, и его эстетические убеждения складывались на основе изучения, наиболее близкого, наиболее известного ему и наиболее любимого им вида искусства – искусства слова. Но, хотя литература всегда была основным предметом его изучения, а все остальные искусства находились на периферии его художественного внимания, Белинский отнюдь не был к ним равнодушен. Уже в самом начале своего жизненного пути, вскоре после приезда в Москву и поступления в университет, «юноша писал родителям, – отвечая на просьбы матери почаще «ходить по церквам»: «Шататься мне по оным некогда, ибо чрезвычайно много других, гораздо важнейших дел, которыми должно заниматься». И далее следовало объяснение того, что же это, собственно, за дела: «Я пошел по такому отделению, которое требует, чтобы иметь познание и толк во всех изящных искусствах» 1.
Многое делал Белинский – особенно в петербургский период – для осуществления этой программы. Обстоятельства многотрудной его жизни не дали ему возможности достичь цели в той мере, в какой хотел он, но важно, что такую цель Белинский сознательно перед собой ставил, отчетливо понимая, что разработка эстетической теории требует знания не одной только литературы, а всех искусств. Потому-то, хотя проблема взаимоотношения видов искусства не оказывалась в центре его внимания, он не мог не размышлять над ней, не мог не искать наиболее убедительного ее решения. На этот путь его постоянно толкала прежде всего необходимость разобраться в том, почему в современной ему русской художественной культуре разные ее области развивались с разным успехом и играли неодинаковую роль в освободительном движении, в просвещении и росте революционного сознания интеллигенции. Этот мотив объясняет также, почему такое большое внимание уделял Белинский проблеме соотношения жанров в самой литературе. «Важность теоретических вопросов, – утверждал он, – зависит от их отношения к действительности» (X, 32). Именно так обстояло дело и в интересующем нас случае.
3
Уже очень давно философы и художники, теоретики искусства и критики, наблюдавшие за движением современной им художественной культуры, отмечали неравномерность развития разных ее областей и стремились понять причины этой неравномерности. Ограниченность их историко-художественных знаний, а с другой стороны, метафизический способ мышления, господствовавший в науке вплоть до XIX века, приводили к тому, что до начала прошлого столетия, точнее до «Эстетики» Гегеля, трактовка соотношения видов и жанров искусства имела абстрактно-иерархический характер: одни, области художественного творчества объявлялись более «высокими» и «совершенными», обладающими большей эстетической ценностью, чем другие. Метафизичность подобных представлений состояла, во-первых, в том, что оценка всех видов и жанров искусства основывалась на чисто количественном соотнесении их художественных возможностей, а не на выявлении качественного своеобразия каждой области творчества. Во-вторых, метафизичность эта выражалась в антиисторической абсолютизации того конкретного соотношения видов и жанров искусства, которое складывалось в современную теоретику эпоху.
Одной из крупнейших заслуг Гегеля в области эстетики было то, что он показал, как в каждую эпоху меняется соотношение видов и жанров искусства. Таким образом, впервые решение этой проблемы было поставлено на почву историзма. Однако гегелевский историзм был и идеалистическим по своему духу, и непоследовательно, не до конца диалектическим. Потому Гегель не только не смог найти верного объяснения увиденной им закономерности, но, в полном противоречии со всем ходом своих рассуждений, вернулся к метафизическому пониманию литературы как «высшего искусства, поскольку она является «самым духовным» искусством, менее всех других отягощенным материальной вещественностью своей формы.
С того именно места, на котором остановился Гегель, и начинаются размышления Белинского над этой проблемой.
4
В 30-е годы, думая о том, каково соотношение разных жанров в литературе, Белинский ни разу не ставил вопроса о взаимоотношении литературы и других видов искусства. Его, видимо, вполне удовлетворяло в это время то заявление, которое он сделал в первой своей работе – в «Литературных мечтаниях», – определяя, что именно сближает все виды искусства и что их различает. Мысль Белинского сводилась к тому, что все искусства имеют общее содержание – «идею всеобщей жизни природы», отличаются же они друг от друга тем, что это общее содержание «воспроизводят» при помощи разных материальных средств – «в слове, в звуке, в чертах и красках» (I, 32).
Когда же через семь лет Белинский начал работать над сочинением, которое должно было представить его эстетические взгляды, он изложил свое понимание соотношения видов искусства значительно более обстоятельно, чем в «Литературных мечтаниях». Совершенно очевидно, что концепция Белинского, сформулированная в статье 1841 года «Разделение поэзии на роды и виды», сложилась у него под явным влиянием гегелевской эстетики.
Рассматривая искусство как единство духовного содержания и материальной формы, Белинский заключал, что форма эта не только выражает содержание, но и «сковывает» – в силу ее материальности – возможности его наиболее полного, многогранного, адекватного воплощения. Потому, чем большую роль играет «вещественная» стихия в форме искусства, тем беднее, уже, ограниченнее его выразительные возможности, и, напротив, чем менее «вещественна» форма, тем шире раскрываются духовно-познавательные способности искусства. Определяя ценность каждого вида искусства с помощью такого критерия, Белинский, как и Гегель, должен был, естественно, вознести искусство слова над всеми другими и оттеснить архитектуру на нижнюю ступеньку «лестницы» искусств. Архитектура, говорит здесь Белинский, «это еще не искусство в полном значении, а только стремление, первый шаг к искусству». За архитектурой на этой «лестнице» следует скульптура, еще выше стоит живопись, за ней – музыка, поэзия же «есть высший род искусства» (V, 7 – 9).
Через несколько лет, когда Белинский полностью освободился от влияния эстетики Гегеля и стал на прочные материалистические позиции в философии и в эстетике, он сохранил все же верность «иерархическому» пониманию взаимоотношения видов искусства. «Определить поэзию, – писал он в 1845 году в рецензии на «Опыт истории русской литературы» А. Никитенко, – значит определить искусство вообще, т. е. столько же определить и архитектуру, и скульптуру, и живопись, и музыку, сколько и поэзию, потому что последняя от первых разнится не сущностью, а способом выражения» (IX, 158). Однако вслед за этим суждением сразу же следовала весьма существенная оговорка:
«Правда, этот способ, т. е. слово, делает ее (речь идет о поэзии. – М. К.) выше всех других искусств и производит целый круг эстетических законов, только ей одной свойственных и всякому другому искусству чуждых» (там же).
Что же это за законы? Оказывается, речь идет все о той же гегелевской максимальной «духовности» литературы: «Ее памятники прочнее, несокрушимее, вековечнее, потому что она, по сущности своей, духовнее других искусств, менее зависит от материальных средств» (IX, 152).
С этих же позиций рассматривал Белинский и внутренние соотношения художественных ценностей в пределах самих пространственных искусств. Не раз повторял он, что живопись более «духовна» но своему содержанию, чем скульптура.
- В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. XI, Изд. АН СССР, М. 1956, стр. 35. Все дальнейшие ссылки на это издание даются в тексте.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.