№11, 1959/Гипотезы и разыскания

Автор «Красной правды»

Страницы истории революции и гражданской войны хранят немало почти забытых имей. Одно из них – имя Александра Александровича Вермишева, пламенного большевика, поэта, драматурга, автора одной из самых популярных и обошедших в годы гражданской войны всю страну пьес – «Красная правда».

О биографии А. Вермишева известно очень мало. В разных архивах хранятся отдельные, разрозненные документы, в которых упоминается его имя и которые характеризуют те или иные эпизоды его революционной и творческой деятельности. Но документов этих немного. И все же даже на основании тех материалов, которые имеются, можно составить себе представление о том, каким содержательным и бурным был недолгий жизненный путь этого человека – типичный путь большевика-ленинца. Преследования царской охранки, аресты, тюрьмы, высылки под надзор полиции, подполье – все это ему довелось испытать.

А. Вермишев родился в 1879 году в семье лесного ревизора. Окончив бакинскую гимназию, он в 1902 году переезжает в Петербург, где поступает на юридический факультет Петербурского университета. Здесь начинается его революционная деятельность. В учетной карточке к партбилету N 2037 на имя Вермишева значится: «С 1903 года в студенческой организации РСДРП (большевик)» 1. Долго проучиться в университете Вермишеву не пришлось. За участие в студенческих сходках он в конце 1903 года по решению профессорского дисциплинарного суда исключается из университета, в следующем году высылается из Петербурга, а в 1905 году попадает в тюрьму. По амнистии Вермишева освобождают, но ненадолго. Через год он снова оказывается в той же тюрьме, в «Крестах», а после освобождения высылается на Кавказ.

Вслед ему на имя тифлисского губернского жандармского управления идет срочная секретная депеша от с. -петербургского градоначальника: «Привлеченный при СПБ губернском жандармском управлении к дознанию по обвинению в государственном преступлении и отданный под особый надзор полиции по месту жительства его родителей, студент СПБ университета Александр Александров Вермишев выбыл из С. -Петербурга в гор. Тифлис. Об изложенном охранное отделение уведомляет ваше высокоблагородие для сведения и подчинения» Вермишева особому надзору полиции» 2. Но ни в Тифлисе, ни в Кутаисе Вермишев не обнаружен. По-видимому, в эти годы он перешел на нелегальное положение, продолжая по-прежнему заниматься революционной деятельностью. В течение всего 1906 года идет переписка между столичным жандармским управлением и тифлисским и кутаисским3: Петербург настойчиво требует немедленного розыска государственного преступника, а местная полиция бессильна выполнить этот приказ.

В начале 1908 года выходит первая пьеса А. Вермишева «За правдой». Каким образом удалось этому произведению миновать цензуру – сказать трудно. Так или иначе, но этот почти невероятный факт остается фактом – в самый разгар реакции в книжных магазинах появляется произведение, открыто обличающее преступление царского правительства, совершенное им 9 января 1905 года, – произведение, написанное вдобавок «государственным преступником», находящимся под особым надзором полиции.

«За Правдой» была первой пьесой, посвященной событиям начала революции 1905 года и рисовавшей жизнь пролетариата в эти годы, борьбу различных политических идей в его среде. Показывая подготовку революции, А. Вермишев не скрывал правды о трудностях политического развития рабочего класса. Среди его героев есть рабочие, которые цепляются за свое место, больше всего боясь потерять его, пресмыкаются перед начальством и ненавидят «бунтовщиков» – таков Егор; есть и такие, что не верят в силу коллектива, хотят остаться в стороне от борьбы, просить, а не требовать, как Трофим, слепо верят батюшке Гапону; есть и те, кто только что приехал из деревни и еще не вошел в политику. Но решающую роль в пьесе играют большевики – подпольщик Федор, Степан, Неизвестный; они активно просвещают рабочую массу, объясняют ей обман Гапона и выдвигают свою программу.

Отсюда рождается острота борьбы, столкновения различных «правд». Неумолимая логика событий доказывает правду большевиков. Гибнет на демонстрации Трофим, наивно уверовавший в доброту царя; внутренний перелом переживает Егор, у которого убили маленького сына, – он понимает, что косвенно сам виноват в его гибели. Настоящая правда – в активной революционной борьбе, – вот идея пьесы.

«За правдой» содержала прямой призыв к революции, всем своим пафосом она была направлена на свержение существующего строя.

В краткой рецензии на пьесу, помещенной в газете «Столичная почта», говорилось, что ее автор «дал ряд сцен, разыгрывавшихся в «январские дни» в одном из рабочих районов Петербурга. Сцены «записаны» несколько хроникерски, но со знанием изображаемой среды, и из них живо встают перед глазами многие перипетии великой исторической драмы. Самый «этюд» составлен по типу гауптмановских «Ткачей» – пьеса без «заглавных» героев, даже Гапон фигурирует за сценой. Настоящим героем является рабочий народ» ##»Столичная почта».

  1. Хранится в филиале Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Ленинграде.[]
  2. ЦГИА Грузинской ССР, ф. 7, д. 792, л. 148.[]
  3. Там же, л. 148 – 160.[]

Цитировать

Тамашин, Л. Автор «Красной правды» / Л. Тамашин // Вопросы литературы. - 1959 - №11. - C. 186-190
Копировать