Английская буржуазная критика в поисках новых путей (По страницам английских, литературных, журналов)
«London Magazine», 1956, NN5, 8, 10, 11; 1957, N5; «Times Literary Supplement», 16 August 1957.
За последние два года на страницах английских литературных журналов и газет появился ряд статей и обзоров, затрагивающих вопрос о роли писателя в общественной жизни и о соотношении литературы и действительности. Рядом с потоком стереотипных рецензий, одинаково восхваляющих бестселлер и мистические стихи, записки гитлеровского генерала и экзотические путешествия, среди манерных эссе и примелькавшихся статей об упадке английского романа возникает необычный для традиционной буржуазной критики разговор о необходимости для писателя откликаться в своем творчестве на актуальные явления современной общественной жизни.
Проблема социально значимой литературы всегда ставилась прогрессивными писателями Англии. Что же касается буржуазных критиков и писателей, то большинство из них игнорировало вопрос об идейной направленности художественной литературы.
В 1946 году редактор журнала «Нью райтинг» Дж. Леман декларировал право художника в страшные дни войны безмятежно описывать ползучие цветы на садовой стене и пение птиц за окном. В 1952 году лейборист А. Л. Роуз, председатель Ассоциации английских писателей, в обращении к членам этого объединения заявил, что социальный подход оказывает губительное влияние на произведение искусства.
Обзорные статьи середины 50-х годов о современной литературе говорят о «традиционном стремлении писателя абстрагировать себя от общества» 1. Уход от общественной жизни характерен и для крупнейших литературных периодических изданий «Лондон мэгазин» и «Таймс литерари сапплмент», представляющих позицию наиболее влиятельных писательских и академических кругов буржуазной интеллигенции.
Журнал «Лондон мэгазин», получивший в наследство от скончавшегося декадентского «Хорайзна» не только своего редактора Лемана, но и эстетские традиции этого журнала, старательно уклонялся от социальных тем. Критические статьи, рассказы и очерки, публикуемые в «Лондон мэгазин» за годы его существования, производят такое впечатление, как будто они написаны вне времени и пространства. Равнодушием к актуальным вопросам отличается и большинство статей литературного приложения к газете «Таймс». Неслучайно автор вступительной статьи к большому обзору современной английской литературы в августе 1956 года предлагает рассматривать художественные произведения прежде всего с точки зрения языка и стиля на том основании, что «литература не имеет иного смысла, кроме факта своего существования» 2.
Но вот, начиная с мая 1956 года, «Лондон мэгазин» начинает публиковать серию статей разных авторов под общим заглавием «Будущее литературы», а в начале 1957 года проводит среди писателей анкету на тему «Писатель и его время». В свою очередь, «Таймс литерари сапплмент» в августе 1957 года выпускает специальный номер «О формах контакта современной литературы с повседневной действительностью».
Очевидно, усиление интереса к общественным проблемам и их воздействию на литературу связано в Англии с углублением послевоенного кризиса, охватившего все стороны жизни и с особой силой проявившегося в области культуры. В обзоре английской литературы в 1955 году критик-марксист А. Кеттл указывал, что английская буржуазная интеллигенция могла оставаться равнодушной к социальным проблемам, «могла с известным основанием убеждать себя, что она стоит выше современной борьбы», пока прежние успехи британского империализма позволяли «господствующим классам… делать народу много экономических, политических и идеологических уступок» 3. Сейчас положение изменилось. Крупнейшая колониальная держава, некогда кичившаяся могуществом своей экономики и высоким жизненным уровнем, Англия не в состоянии противостоять конкуренции, царящей в капиталистическом мире, не в силах приостановить освободительное движение в колониальных странах и справиться с растущей инфляцией внутри страны. Широко разрекламированное «государство благоденствия» оказалось «государством агрессии» (Г. Поллит) 4. Характеризуя современное положение Англии, Джон Голлан пишет в статье, опубликованной в «Правде» от 6 мая 1957 года: «Колоссальное бремя вооружений, тяжелое налогообложение, сокращение потребления внутри страны, рост цен, замораживание зарплаты и растущая безработица – все эти последствия империалистической политики ведут к обострению всех противоречий и к ожесточенной борьбе трудящихся в защиту своих интересов».
Эту внутреннюю обстановку современной Англии необходимо учитывать для верного понимания тревоги, охватившей широкие круги английской буржуазной художественной интеллигенции. Эта тревога у писателей разных направлений и политических убеждений носит различный характер. У честных, демократически настроенных художников на первый план выступает беспокойство за будущее народа и национальной культуры. Многие из них принимают участие в движении сторонников защиты мира: Комптон Мэккензи, Зигфрид Сэссун, Франк Суиннертон, Шейла Кай Смит и другие. Неслучайно в 1955 году появились такие социально насыщенные произведения, как антиколониальные романы «Тихий американец» Г. Грина и «Речные пороги
капиталистической Англии, роман Ч. П. Сноу «Новые люди» (1955) и фарс Комитета Мэккензи «Ракетная вакханалия» (1957), в которых затрагиваются жизненно важные для английского народа вопросы борьбы против применения атомного оружия. Что же касается представителей правого крыла буржуазной интеллигенции, то их активизация выражается в усилении охранительных тенденций, направленных как против прогрессивного движения в самой Англии, так и против социалистических идей во всем мире. Эти реакционные тенденции и находят свое отражение в статьях, о которых пойдет речь.
Большая часть статей на тему о будущем литературы принадлежит перу известных буржуазных писателей и критиков, таких, как О. Хаксли, Ф. Тойнби, Дж. Леман. Две статьи написаны представителями молодого поколения Дж. Уэйном и К. Уилсоном.
«Наше время – это исторический период, от которого писатель не может легко и просто себя отделить, – пишет Ф. Тойнби. – Вневременные романы всегда были исключением, теперь их писать невозможно. Гигантский образ современности все ярче и ярче вырисовывается на горизонте романиста. Попытки обойти его, уклониться, становятся все более искусственными, ошибочными и недостойными» («Лондон мэгазин», май 1956 года).
Исходя из утверждения общественной роли искусства, Тойнби критикует декаданс и обращается к традициям критического реализма XIX века. Но было бы неправильно думать, что, обвиняя декадентов в сознательном уходе от, жизни, Тойнби отказывается от их литературных традиций. Отнюдь нет; он предлагает будущему писателю всего навсего синтез социального романа Диккенса и Дж. Элиот с художественными принципами модернистской школы «потока сознания».
- »Books and Bookman», 1957, January, p. 12. [↩]
- «Times Literary Supplement», 17 August 1956, p. 2.[↩]
- А. Кеттл, Английская литература в 1955 году, «Иностранная литература», 1956, N 4, стр. 221.[↩]
- Н. Pollit, Welfare State or Warfare State, изд. «DailyWorker», London, 1950.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1958