В номере

Магические предметы и их место в прозе Михаила Елизарова

Статья Ивана Ермолаева

Вещи, или материальные объекты, занимают значительное место в художественных мирах писателей разных стран и эпох. Функция, выполняемая вещью в литературном произведении, почти никогда не сводится к сугубо декоративной; как правило, вещь высту­пает в качестве значимой детали образа владеющего или пользующегося ею пер­сонажа, свидетельствует о характере героя, его наклонностях и пристрастиях, о зани­маемом им социальном положении, зачастую также о времени и месте разворачи­ва­юще­гося действия. В некоторых произведениях вещь играет сюжетообразующую роль, пере­мещается с пери­ферии конфликта в его эпицентр, как это происходит, например, с платком Дездемоны в трагедии У. Шекспира «Отелло», черевичками царицы в повести Н. Гоголя «Ночь перед Рож­деством», «чудесным костюмом цвета сливочного мороженого» в соответствующем рассказе Р. Брэдбери.

Этот список можно продолжить целым рядом произведений современного русского писателя М. Елизарова.

За четверть века творческой деятельности Елизаровым соз­дано четыре романа, несколько сборников повестей и рассказов, сборник художествен­ной эссеистики и двенадцать музыкальных альбомов. Проза и песенная поэзия Елизарова поль­зуются успехом у читателей, слушателей и критиков, автор становился лауреатом пре­стижных литературных премий («Русский Букер», 2008 — за роман «Библиотекарь»; Григо­рь­евская поэтическая премия, 2020 — за песенное творчество; «Национальный бест­селлер», 2020 — за роман «Земля»). Сборник «Ногти» был включен в шорт-лист премии Андрея Белого (2001), роман «Мультики» — в шорт-лист премии «Национальный бест­селлер» (2011), сбор­ник «Мы вышли покурить на 17 лет» — в шорт-лист премии «НОС» (2014). Многие книги Елизарова выдержали несколько переизданий, а с 2020 года в «Редакции Елены Шубиной» вы­ходит персональная серия «Читальня Михаила Елизарова», являющаяся, по сути, первым неака­демическим собранием сочинений. Исследованию творчества писателя по­священы кандидат­ская диссертация Д. Юрьева «Проза Михаила Елизарова (поэтика и нрав­ственная проб­лематика)» (2016), научные статьи Ю. Доманского, О. Колмаковой, Д. Юрьева, Ю. Вальковой и многих других литературоведов1.

Что касается вещей, то в художественном мире Елизарова они перестают быть толь­ко материальными объектами, не обладающими собственной волей спутниками персо­нажей и предметами их манипуляций — напротив, они приобретают статус субъектов и иногда сами манипулируют людьми по своему усмотрению. При этом в прозе автора не фи­гурируют вещи антропоморфные, подобные тем, что являются героями сказок или басен и по способу функционирования полностью уподобляются людям: говорят «чело­вечьим голосом», пере­двигаются своим ходом и т. д. Бытие вещи в художественном мире писателя самодо­статочно, оно ни в чем не копирует человеческое бытие и потому может оставаться недо­ступным для восприятия персонажами с антропоцентричной оптикой. Од­нако другие герои Елизарова — такие, как дед Мокар (sic!) из романа «Pasternak», — твердо знают, что «все на свете имеет душу».

«Души» большей части вещей в мире Елизарова покоятся сами в себе, позволяя героям постичь себя только на умозрительном, но никак не на чувственном уровне. Некоторые вещи готовы открыть персонажам писателя свою «душу», явить им, помимо внешней своей, экзотерической, стороны, также сторону внутреннюю, эзотерическую. Бы­тие таких вещей не протекает параллельно человеческому — оно активно вторгается в бытие людей, качественно и порою необратимо его изменяя. Такие вещи можно назвать магическими предметами, подчеркивая тем самым относительную эксплицитность их мистической природы, их готовность участвовать в магических практиках человека.

Важнейшая сущностная характеристика магического предмета в прозе Елизарова заклю­чается в том, что он представляет собой вещь с заметно ослабленной или вовсе отсутствующей «аурой»: так В. Подорога в работе «Вопрос о вещи» предлагает называть «переходное пространство» между человеком и вещью, «знак преодоленной дистанции» между ними [Подорога 2016: 43, 66]. Магический предмет у Елизарова — это всегда вещь, дистанцирующаяся от человека, изживающая из себя тот смысл, который человек мог бы ей придать, и выводящая на поверхность свой собственный, внеположный человеку и не зависящий от него смысл, ту самую «душу», о которой говорит герой романа «Pasternak».

Примечательно, что проза Елизарова фиксирует только три случая, когда магический предмет дистанцируется от человека внезапно, а до того исправно взаимодействует с ним в том качестве, которое навязывается ему и ожидается от него. Так, в рассказе «Сифилис» в роли магического предмета выступает книга, а именно экземпляр романа М. Шолохова «Тихий Дон» (уже больная сифилисом, героиня не отдает себе отчета в том, что заразилась она «от печатного слова»); в рассказе «Укладчица № 5» героиня на протяжении неко­торого времени не осознает, что выпавший из коробки конфет бумажный листок является уже не визиткой работницы кондитерской фабрики, а чем-то принципиально иным; в рассказе «Кубики» герой-ребенок «безмятежно» строит на ковре «долгую башню», и только после того, как башня рассы­пается, составляющие ее кубики открывают мальчику свою мистическую сторону.

Все остальные фигурирующие в произведениях Елизарова магические предметы об­ла­дают свойствами, которые дистанцируют их от человека, ослабляют их связь с ним еще до того, как они открываются ему с мистической стороны.

Первое из возможных свойств такого рода — непрактичность, ненужность этих пред­метов в повседневной жизни: обку­санные ногти в одноименной повести и разнообразные мелочи в рассказе «Украденные глаза» с обыденной точки зрения представляют собой му­сор, то же можно сказать о «копи­ях» в «Pasternak’е» — испорченных водой книгах.

Второе свойство — магический предмет оказывается вещью гипотетически не­бес­полезной, но обладающей низкими потребительскими качествами: книги, о которых идет речь в романе «Библиотекарь», характеризуются как «словесный мусор», содержание аудиокассеты в рассказе «Дзон» — как «плохая музыка», слойки с творогом в эссе «Творог» «отравоопасны».

Третье свойство касается снижения целостности восприятия вещи — некий изъян не позволяет человеку идентифицировать вещь с ее умозрительным эталоном: на кон­верте в рассказе «Письмо» отсутствуют имя и адрес отправителя, икона в «Укра­денных глазах» — «не икона, а портрет старика, написанный в стиле иконы»…

Четвертое свойство — вещь очень притягательна, но не по тем критериям, по каким ее принято оценивать, а по каким-то другим. К примеру, вкус цукатов в рассказе «Я вернусь» обращает на себя меньше внимания, чем их «дурманящий аромат», герой рассказа «Овод» крадет экземпляр книги Э. Л. Войнич, хотя тот не представляет никакой материальной ценности, а читает вор, по собственному признанию, редко.

Пятое свойство — специфическая локализация вещи, ее труднодоступность или, наоборот, возможность нежданного обретения. Диафильм в романе «Мультики» можно увидеть, только попав в определенную Детскую комнату милиции, гриб в рассказе «Гумус» герой «судорожно нашаривает», не двигаясь с места, нож в «Украденных глазах» попадает в руки героя откровенно ирреальным путем.

Вопрос о происхождении магических предметов в мире Елизарова распадается на два относительно независимых друг от друга вопроса: о происхождении самих вещей, то есть материальной составляющей магических предметов, и о происхождении той их состав­ляющей, которую можно назвать мистической.

С точки зрения происхождения материальной составляющей все упоминаемые Ели­заровым магические предметы можно было бы разделить на рукотворные и нерукот­ворные, однако подобный принцип дифференциации, логичный на первый взгляд, оказы­вается не вполне корректным. К числу нерукотворных предметов относится, помимо име­ющих оче­видно органическую природу гриба, шишки («Гумус») и ногтей («Ногти»), нож («Укра­денные глаза»), не изготовляющийся, вопреки ожиданию, человеком, а сам собой вырас­тающий в земле. Имея это в виду, невозможно не допустить, хотя бы из соображений науч­ной строгости, что и к созданию других магических предметов, форма которых ука­зывает на их рукотворность, человек в действительности может не иметь никакого отно­шения, и дело лишь в том, что их нерукотворное появление на свет остается за рамками елиза­ровского повествования.

Дополнительные трудности при дифференциации со­здает присутствие в прозе Ели­зарова таких предметов, как письмо («Письмо») и диафильм («Мультики»). Первое, пона­чалу производящее на героиню впечатление написанного человеческой рукой и ею же подброшенного в почтовый ящик, в процессе чтения обнаруживает «таинственную спо­соб­ность самодописываться». Второй, будто бы представляющий собой пленку, заправ­ленную механиком в фильмоскоп, с некоторого момента начинает транслироваться не на экране, а прямо в окне, причем без посредничества со стороны механика. Таким образом, однозначно рукотворными магическими предметами в художественном мире Елизарова оказываются только всевозможные препараты в рассказе «Украденные глаза», книги в ро­мане «Биб­лиотекарь», о которых сообщается, что они написаны прозаиком Гро­мовым, и «копии», изготовляемые из книг Б. Пастернака героем романа «Pasternak» с при­менением особой, но все же вполне человеческой технологии.

Отвечая на вопрос о мистической составляющей магических предметов, необходимо иметь в виду уже приводившиеся выше слова другого персонажа «Pasternak’a» о том, что «все на свете имеет душу», иначе говоря, мистическую составляющую. То есть эта состав­ляющая в художественном мире Елизарова имманентна вещам, ее появление невозможно отделить от возникновения материальной составляющей предмета. Уместным, однако, оста­ется вопрос о том, каким образом магические предметы открывают свою мисти­ческую составляющую персонажам.

Проза Елизарова многократно фиксирует эпизоды будто бы случайного, непред­наме­ренного знакомства с мистической стороной вещей. Некоторые елизаровские персо­нажи открывают эту мистическую сторону ненароком, другие — при помощи и по умыслу (доб­рому или не очень) прочих героев, становящихся для них своего рода проводниками из обыденного мира в мистический. Так, если Лагудов, Шульга и Мохова в «Библиотекаре» постигают магию книг Громова, взявшись за них как за обычную беллетристику, то Вязинцеву эти книги преподносятся в качестве магических предметов целой группой посвященных лиц.

Точно так же магический диафильм («Мультики») входит в жизнь Германа вместе с Разумовским, магические цукаты («Я вернусь») неотделимы для Марека от личности дяди Адика, магическая шишка («Гумус») дарится Ивану Максимовичу ящеркой, а Малышева («Украденные глаза») к появлению в его жизни магических ножа, иконы и зеркала готовит Агеев. Для Володи («Земля») проводником в мистический мир выступает Алина, с маги­ческим фотоальбомом он знакомится хотя и без ее прямого посредничества, однако в контексте постоянного взаимодействия с ней.

Закономерно возникновение вопроса, каким образом мистическая сторона вещей была открыта самим проводникам. Попытки дать ответ на этот вопрос предпринимаются Ели­заровым в романах «Мультики» и «Библиотекарь», а также в рассказе «Украденные глаза». В «Мультиках» Разумовский сам рассказывает Герману, что познакомился с маги­че­­ским диафильмом благодаря другому проводнику, тот, в свою очередь, благодаря тре­тьему, однако на четвертом «плеяда наставников-учеников» обрывается: Разумов­ский или укры­вает от Германа первоисточник мистического знания, или сам не имеет о нем понятия.

Более глубокое проникновение в историю аналогичного знания обнаруживается в «Биб­лиотекаре»: большинство героев романа знакомятся с книгами Громова опять-таки благодаря другим героям, но начало существованию многолюдного «громовского универсума» положили три случайных открытия его мистики.

Альтернативная форма постижения мистической стороны вещей представлена в «Укра­денных глазах»: это, собственно, мистический опыт, близкое подобие сверхъесте­ственного откровения, каковое доводится пережить Агееву. Таким образом, познание чело­веком мистической составляющей вещей сводится в художественном мире Елизарова к двум формам: форме случайности и форме откровения. Но если иметь в виду, что герой рассказа «Гумус» post factum называет «откровением» опыт именно что случайного зна­ком­ства с магическим предметом, можно с некоторой долей уверенности заключить, что и случайность, по Елизарову, есть не более чем наименование откровения, принятое в обыденном, чуждом мистики мире.

К вышесказанному стоит добавить, что некоторые из упоминаемых Елизаровым маги­ческих предметов для открытия персонажу своей мистической стороны требуют не просто какого-либо взаимодействия с ними, но соблюдения неких строго определенных условий. В случае с ногтями («Ногти») это целый сложный обряд, в других случаях условия менее обременительны для исполнителя, однако характер их также может быть назван обрядовым. Можно сказать, что во всех этих случаях героям Елизарова приходится проводить над вещами обряд активации, являющийся актом перехода из модуса обыденного в модус мистического. Так, книги («Библиотекарь») необходимо прочитать, соблюдая «Условие Непрерывности» и «Условие Тщания»;

аудиокассету («Дзон») — вставить в работающий магнитофон;

диафильм («Мультики») — продемонстрировать;

визитку («Укладчица № 5») — вынуть из конфетной коробки;

гриб («Гумус») — в зависимости от требуемой степени мистического воздействия — просто сорвать или же сорвать и съесть;

черную жабу, кость и кошачью лапку («Украденные глаза») — высушить, семена тыквы в том же рассказе — раскрасить, а веревку — завязать узлом.

Суть обряда особенно наглядна в тех случаях, когда требующий акти­вации магический предмет имеет формальные сходства с другим магическим предметом, актива­ции не требующим: например, если слойки («Творог») мистически активны по одному только факту своего существования, то цукаты («Я вернусь») активируются только после их поедания.

Последняя классификация, которую необходимо произвести для понимания места магических предметов в художественном мире Елизарова, — это классификация по выпол­няемым этими предметами функциям. В прозе Елизарова магические предметы могут вы­пол­нять четыре различных функции, а именно служить орудиями манипуляции, прогно­зиро­вания, трансгрессии и фундаментального воздействия на реальность, причем не­которые магические предметы выступают только в одной из этих функций, а некоторые — одновременно или попеременно в нескольких. Стоит также отметить, что почти все магические предметы могут функционировать в прозе Елизарова как автономно, так и в рамках различных обрядов.

К орудиям манипуляции относятся такие магические предметы, как шишка («Гу­мус»), аудиокассета («Дзон»), слойки («Творог») и препараты колдунов («Украденные гла­за»). Мистическое воздействие этих вещей сводится к тому, что человек, оказываю­щийся в их радиусе, лишается собственной воли и начинает выполнять волю магического предме­та, причем это касается выполнения (либо, наоборот, невыполнения) только одного конк­рет­­ного действия. Мистическая манипуляция может купировать волю человека как в пси­хо­ло­­­гическом, так и в психофизиологическом и даже чисто физиологическом аспектах.

Психологическое манипулятивное воздействие зафиксировано в рассказе «Укра­ден­ные глаза», где препараты, подмешанные в пищу, заставляют героя не уходить от нелюби­мой жены, а также в эссе «Творог», где слойки с творогом, лежащие на прилавке, «разжи­гают» межнациональную рознь между продавщицами и покупателем.

Также к орудиям манипуляции могут быть отнесены три фигурирующие у Елизарова магические книги: экземпляры «Тихого Дона» и «Овода» плюс книга-фотоальбом в «Зем­ле». Первый заражает читающую его героиню сифилисом; второй оказывается «каким-то липучим, его все время приходилось держать, и рука (героя. — И. Е.) была занята»; третья путает представление героя о времени и внушает ему сложную и навязчивую обоня­тельную галлю­цинацию. Таким образом, мистическая манипуляция носит физиоло­ги­че­ский харак­тер в пер­вом случае, психофизиологический во втором, психологический и физиологи­ческий — в третьем.

Орудия прогнозирования — ногти в одноименной повести и кубики в одноименном рассказе. Те и другие помогают героям ориентироваться в окружающей их действи­тельности, обыденной и мистической, дают возможность в некоторой степени контро­лировать свое будущее. Отрощенные и в определенном порядке обкусанные ногти необ­ходимы герою для проведения ежемесячного обряда: «Под влиянием (сплюнутых на га­зету. — И. Е.) ногтей информация, напечатанная в газете, трансформировалась в предсказание, Баха­тов получал программу поведения на следующий месяц» для себя и другого персо­нажа повести, Глостера. Кубики также участвуют в обрядах, без соблюдения которых ге­рой рассказа не мыслит своей жизни на протяжении не только ближайшего месяца, но даже ближайшего дня: каждый обряд герой сопровождает «молитвой, текст которой неиз­мен­но подсказывали кубики».

Ногти и кубики выполняют еще одну важную функцию — выступают в качестве орудий трансгрессии, то есть на некоторое время приоткрывают для своих пользователей границу между обыденным и мистическим мирами. Когда Глостер, вопреки наставлениям Бахатова, из любопытства заглядывает в бумажный комок с ногтями внутри, его встречают там две мистические сущности, колодец и собака, взаимодействие с которыми является проме­жу­точной целью бахатовского обряда. Кубики также позволяют герою на некоторое время вый­ти за пределы обыденного мира, в процессе одной из игр сами собой скла­дываясь в «Без­начальное Слово», оказывающееся «правдой о смерти».

Помимо ногтей и кубиков, к ору­диям трансгрессии можно отнести икону, зеркало («Украденные глаза») и цу­каты («Я вер­нусь»). Икона, висящая в доме колдунов, неожи­данно «высвечивается» в ночной темноте, после чего герой рассказа Андрей Малышев «замечает в прихожей черный силуэт, горящие глаза и лохматое лицо, и ожившая тень проходит сквозь Малы­шева», а зеркало, которое ге­рой обнаруживает наутро висящим на месте иконы, отражает кроме обыденной реальности реальность мистическую. В противо­положность двум этим магическим предметам цукаты не впускают в обыденность элемен­ты мистического мира, но служат пропусками в мисти­ческий мир для героев-обывателей: съев цукаты, Марек и его соузники переносятся из концлагерного барака в «чудесный фруктовый сад», где с ними происходят разнообразные мистические события.

Орудие фундаментального воздействия на реальность отличается от любого другого магического предмета тем, что его мистическое воздействие носит не точечный, а все­объемлющий характер, распространяется не на один определенный элемент реаль­ности, а на реальность — одного человека, социальной группы или же реальность как таковую — в целом. При этом магический предмет, являющийся орудием фундамен­тального воздей­ствия на реальность, может попутно выполнять и другие функции, прису­щие фигу­ри­рующим у Елизарова магическим предметам.

Через книги (точнее, Книги) Дмитрия Громова, согласно мнению персонажей «Библиотекаря», в обыденную реальность вторгается сам Бог; Книги, по словам одной из героинь романа, представляют собой, «возможно, одно из доказательств Его существо­вания». Повести вымышленного прозаика-соцреалиста с художественной точки зрения оце­ниваются читателями и критиками невысоко, однако это не мешает каждой из них по отдельности служить орудием фундаментального воздействия на реальность одного конк­ретного человека, а взятым в совокупности — на реальность как таковую. Важно, что мис­тическим значением обладает не только созданный Громовым текст, но и сами Книги как его физические носители: ни на списки, ни на ксерокопии, ни на репринты громовских Книг мистические свойства оригиналов не распространяются, и даже оригинал Книги Смысла ока­зывается недействителен без вкладыша с исправлением опечаток. Говоря словами дру­гого персонажа романа, мистический компонент «не поддается обнаружению на внешнем художественном уровне, поскольку он распылен по всему информационному полю» магиче­ской Книги:

…слова без своего графического эквивалента не действовали <…> Без самой Книги звук не работает, —

это отличает прозу Громова, представляющую собой лишь составную часть магических предметов, от произведений Пастернака, в романе «Pasternak» выступающих в качестве самостоятельных заклинаний, способных к мистическому воздействию без связи с мате­риальной составляющей.

При первом прочтении шесть из семи Книг Громова действуют как орудия психоло­гической или психофизиологической манипуляции, на некоторое время делающие чита­теля силачом (Книга Силы), харизматическим лидером (Книга Власти) или берсерком (Кни­га Ярости), внушающие ему состояние эйфории (Книга Радости), невосприимчивость к душев­ной и физической боли (Книга Терпения) или необычайно отчетливое и правдо­подобное ложное воспоминание (Книга Памяти). Седьмая — Книга Смысла — действует как орудие трансгрессии, передающее читателю сокровенное знание, которое не обрести естественным образом. Но этим таинственные свойства Книг не исчерпываются. Каждая из них после прочтения оставляет в сознании читателя мистический осадок, выражающийся в сильнейшем влечении к этой и другим громовским Книгам. Такое влечение полностью переворачивает жизнь читателя, делает его буквально другим человеком, что особенно хорошо видно на примерах взаимодействия Вязинцева с Книгой Памяти и Горн с Книгой Силы. Всю совокупность воспоминаний первого в результате частого перечитывания Книги заменяет «книжный имплантант», физическое существование второй поддержи­вается, по ее собственным словам, исключительно ежедневным чтением Громова, зато благодаря этой практике девяностопятилетняя старуха развлекается тем, что вдвое и вчет­веро сминает монеты. Конечное же назначение Книг состоит в трансмутации не отдель­ного человека, но целого государства-цивилизации и, как следствие, всего мира.

Магическими предметами того же толка, что и Книги Громова, являются гриб («Гумус») и диафильм («Мультики»). Область их воздействия на реальность ограни­чива­ется одним конкретным человеком, но само воздействие носит подлинно фундамен­таль­ный характер. Поначалу гриб предстает перед героем рассказа в качестве орудия транс­грессии: сорвав его, Иван Максимович перестает воспринимать лес как простую совокуп­ность биологических компонентов и, не сходя с места, попадает в мистический мир; как только гриб снова оказывается в земле, отношения героя с лесом возвращаются в обыденный модус. Полное раскрытие мистической составляющей гриба происходит, когда Иван Максимович его съедает — и сам становится лесом, полностью сливаясь с мис­тическим миром, в котором прежде только гостил на правах автономного существа.

Диафильм также не сразу раскрывается перед героем как орудие фундаментального воздействия на его реальность. Поначалу этот магический предмет ведет себя как орудие физической манипуляции, постепенно обездвиживая сидящего у экрана героя. Затем к выпол­няемым им функциям добавляется трансгрессивная — диафильм пересказывает Гер­ману его собственные сокровенные мысли, обнаруживает посвященность в тайны, кото­рыми Герман никогда ни с кем не делился. Наконец магический предмет принимается творить реальность сообразно своему усмотрению: Герман-персонаж диафильма оказы­вается более реальным, чем Герман-зритель, которому остается лишь повторять за экран­ным Германом произносимые им слова и совершаемые им действия. Через некоторое время после окончания сеанса герой получает диафильм бандеролью — к этому моменту он уже понимает, что «в пленке, как в кощеевой игле, хранились жизнь и смерть Германа Рым­баева», что его реальность попала в абсолютную зависимость как от содержания диа­фильма, так и от сохранности его формы. За возможным уничтожением пленки должна последовать немедленная смерть ее обладателя.

В заключение разговора о магических предметах необходимо отметить, что в прозе Елизарова фигурирует также некоторое количество вещей, не являющихся магическими предметами, но пользующихся при этом соответствующим отношением со стороны от­дель­ных персонажей. Таковы нательная «икона» с изображением Л. Брежнева («Paster­nak»), тазо­бедренный сустав убитого ребенка («Мультики»), копия картины А. Бёклина «Остров мертвых» и два экземпляра наручных часов («Земля»). Все эти вещи лишены «ауры», макси­мально дистанцированы от человека: сустав — подобная обкусанным ногтям часть мертвой материи, «икона» — «газетная фотография Брежнева в рамке из спичечного коробка» — с обыденной точки зрения является мусором, часы неправильно показывают время и тоже не могут служить человеку ожидаемым и желанным образом, холст, приобре­тавшийся в подарок, оказывается не востребован получателем и «третий месяц пылится» «за креслом, прислоненный к стене».

О функциях сустава и «иконы», на выполнение которых рассчитывают герои, можно строить предположения, исходя из контекста, в который писатель помещает эти предметы. Вероятно, сустав воспри­нимается героем как неактивированное орудие физиологической манипуляции, способное в случае активации излечить его от последствий туберкулезного коксита. «Икона» с Брежне­вым, ско­рее всего, служит герою напоминанием о другой важной для него вещи — портрете Бреж­нева, некогда висевшем на стене в школьном кабинете. К этому портрету герой и его друг также относились как к магическому предмету, желая видеть в нем орудие то прогно­зиро­вания (по тому, как «смотрел» генсек, они пытались определить, удастся ли их жесто­кая шутка над очередным одноклассником), то трансгрессии (друзья просили портрет по­мочь им в поисках вещи, не существующей в обыденном мире). Таким образом, планом содержания «иконы» «является» школьный портрет. Содержание первого знака но­сит мистический характер постольку, поскольку его носит содержание второго, и ожида­ния, связанные с первым знаком, копируют ожидания, некогда связанные со вторым.

О восприятии бёклиновского полотна в качестве орудия прогнозирования ге­рой «Земли» достаточно подробно говорит сам. Человеческая фигура, подплывающая на лодке к острову мертвых, систематически ассоциируется у него с братом, приобретшим картину, но, вопреки планам, так и не подарившим ее любимой девушке. Взглянув на по­лот­но в очередной раз, герой «мог бы поклясться, что раньше лодка находилась в уда­лении от берега, а сейчас уже решительно вошла носом в его бесповоротную унылую сень»: эта трансформация представляется герою сообщением о судьбе без вести пропав­шего брата, но идет ли речь о подлинном вторжении мистики в обыденную реальностЬ или герой ока­зывается типичным ненадежным рассказчиком, в тексте романа не проясня­ется.

Часы вполне определенно рассматриваются владельцами, братьями Кротышевыми, как орудия фундаментального воздействия на их реальность, вместилища их жизни и смерти, подобные диафильму в «Мультиках». Герои очень бережно относятся к часам, свято верят в наличие у этих вещей мистической составляющей, но на всем протяжении романа так и не приходят к пониманию, в чем именно она заключается. Володя припи­сывает скрытому воздействию часов важные для него жизненные события, Никита пыта­ется разобраться в их природе, привлекая ведическую астрологию, оба брата убеждены, что расставание с часами грозит им некими серьезными несчастьями, для изживания которых «подошла бы какая-нибудь метафизическая реанимация, существуй такая в при­ро­де». Ни одно из этих допущений не находит в тексте романа прямых подтверждений, од­нако сведущая в магических практиках героиня по имени Алина утверждает, что благодаря присутствию в их жизни часов братья с детства находятся «внутри если не религиозного, то мистического опыта». Кроме того, учитывая подчеркнутую незавершенность «Земли» и широко обсуждавшуюся в критике возможность создания Елизаровым второго тома произ­ве­дения, нельзя не рассмотреть предположение, что каждые из часов действительно пред­ставляют собой магический предмет, активация которого — дело будущего.

  1. См.: [Юрьев 2016; Доманский 2021; Валькова 2022; Колмакова 2022] и др.[]