Легкая кавалерия/Выпуск №5, 2024

Сергей Диваков

Два философа на Луне и другие «окошки» в мир Канта

Философская система Канта и сам язык, которым она изложена, для широкого круга читателей представляются столь сложными, что в сети даже появился мем с изображением мыслителя и надписью: «Я бы объяснил все просто, бат ай кант». Но как быть, если автору «Критики чистого разума» стукнуло триста лет, и это событие невозможно запихнуть в прокрустово ложе чисто академических штудий?

Все очень просто – растянуть празднование на год. Тогда можно и за науку слово замолвить, и фигуру юбиляра сделать ближе для тех, кому философия не очень-то интересна. Кант, как оказалось, для этой цели отлично подходит. Почему? Ответ на этот вопрос сформулировал еще Мераб Мамардашвили, сравнивший кенигсбергского профессора с Хлебниковым: «Кант делает ту же самую работу. Она лежит в области возможности философии вообще, а также ее средств и философского языка как такового. Вот его предмет. Так же как предметом Хлебникова были средства поэзии вообще, а не написание отдельных хороших стихотворений и поэм». А раз так – можно эти средства мышления реализовать самыми неожиданными способами. Например, в виде картинок, нарисованных нейросетью…

Но обо все по порядку.

Настоящим локомотивом празднования трехсотлетия философа в России стал проект «Кант 300», а его научным ядром – Международный конгресс «Мировое понятие философии», проведенный в конце апреля на базе Балтийского федерального университета. Открывался конгресс пленарным заседанием «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта». Именно так. Как выяснилось, кантовская теория мышления вполне может быть использована для выстраивания алгоритмов работы ИИ. Более того – на ее основе уже разработали прототип чат-бота. Как вам такой скачок от теории к практике? Нейросеть KantBot обучали по сочинениям Иммануила Канта на трех языках – немецком, русском, английском. Вместе с еще двумя нейросетями кантовскому искусственному разуму предложили ответить на вопрос о том, может ли он познать самого себя. На это виртуальный философ парировал, что искусственный интеллект не обладает свободной волей и способностью к самоопределению, так как им управляют алгоритмы, а не сознание. Надо думать, Канту бы такой ответ понравился. Дополнением к играм с ИИ стала генерация с помощью нейросети Midjoureney 30 ярких открыток, иллюстрирующих цитаты из сочинений философа. Правда, без участия обладающих свободной волей художников и дизайнеров дело тут все же не обошлось.

А еще философию Канта во время конгресса примерили к актуальным международным отношениям и современному искусству, хотя, на мой взгляд, первым остро не хватает кантианской рациональности, а у второго, наоборот, рациональности и прагматизма зачастую в переизбытке. Тем не менее поговорить было о чем – например, о проблемах этики или о моральном обосновании концепции многополярного мира. В общем, за актуальной повесткой и тут дело не стало.

Но главное, конечно, – это те окошки, которые организаторы распахнули для людей на периферии научных обсуждений. Через такие бреши в строгом монолите научного подхода к трудам и личности Канта нефилософы смогли заглянуть в его мир и удивиться тому, насколько он многогранен. Это и подборка интересных фактов о мыслителе (знаете ли вы, например, что один из кратеров на Луне носит имя философа, а в соседях у него – кратер Декарт?), и предложение прожить утро по распорядку кенигсбергского профессора (для начала нужно подняться в 04:55, что уже, согласитесь, не так-то просто), и виртуальная прогулка по Калининграду (из университетского курса философии, наверное, многие помнят, что Кант никогда не отклонялся от одного и того же маршрута, по его появлениям в том или ином месте философской тропы можно было сверять часы).

Интересно, что самой цитируемой сентенцией философа оказалась его максима про звездное небо и моральный закон, – помните такую? – а отнюдь не знаменитый категорический императив, из которого выводятся все остальные законы человеческого долга. И это, не говоря о том, что у Канта есть еще много фраз, которые можно растащить на цитаты. Чего стоит хотя бы вот такая практическая максима: «Мочеиспускание – единственное из удовольствий, после которого не мучают угрызения совести». Шах и мат всем, кто считает философию скучной и/или бесполезной.

В общем, юбилейные мероприятия выплеснулись далеко за пределы научного конгресса. Волонтеры из движения «Студкант» даже помогли в восстановлении Северного флигеля, входящего в ансамбль прихода Юдшен в поселке Веселовка (здесь же расположен и «домик Канта»). Теперь там устроят то, что принято называть модным словом «арт-резиденция», а мы по старинке обозначим как «дом изящных искусств».

Так вот – про окошки. Это хорошая практика – потому что людям часто нужна встреча с культурой, философией, наукой, сложными формами художественного творчества, которую сами себе они организовать не догадываются. Кто-то недовольно скажет, что все это попса, что надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю… Но, может быть, это как раз и есть попытка поднять народ до интереса к философии Канта? Правда, не в насильственном вертикальном формате (поэтому слово «поднять» тут не очень подходит), а в горизонтальном – в смысле открытия новых горизонтов для добровольного шага вперед, если такое желание вообще возникнет. Вопрос ведь не только в том, что использованы близкие сознанию современного человека формы (работа нейросетей, клиповое мышление с надерганными из разных мест цитатами и фактами и проч.), а еще и в том, как это сделано (с любовью к предмету или нет) и кем (глубину знания и понимания сымитировать в большинстве случаев невозможно), а также в том, чтобы эта встреча (обывателя и философа) вообще состоялась.

Тут сразу вспоминается проект «Библиотека по пути: Первые в России библиотечные точки в торговых центрах». Как писали о нем сами организаторы, «это полноценная библиотека в микроформате: там помещается всего несколько сотен книг, но она открывает доступ ко всему фонду». Если человек привык ходить в торговый центр, а не в библиотеку, тогда библиотека сама придет к нему, разместив свой островок в том самом ТЦ. Вот она – возможность через маленькое окошко заглянуть в огромный и удивительный мир. Даже если лишь каждый сотый, пусть даже каждый тысячный или стотысячный, решится после этого туда ступить – разве не оправдан будет такой формат популяризации знания?

Нельзя же исключать, что сегодня кто-то прочтет занимательный факт о том, что Кант хорошо играл в бильярд и даже зарабатывал на этом, а завтра – возьмется за изданный в рамках Международного конгресса «Мировое понятие философии» трехтомник переводов его сочинений, куда вошли в том числе ранее не опубликованные на русском заметки и письма. И не просто прочтет, а еще и заглянет в комментарии, отражающие, по словам составителей и редакторов издания, современное состояние изучения наследия Канта. А для тех, кто пока не готов замахнуться на трехтомник, выпустили научно-популярное издание «Кант. Просто» с цветными картинками и вот такой смелой самохарактеристикой: «Это книга о том, что Кант думал о нас тогда, и что мы думаем о Канте сегодня».

Ну и напоследок еще один занимательный факт. Не уверен, что он подвигнет кого-то изучать философию Канта, зато, возможно, поможет легче заснуть тем, кто страдает бессонницей. Вместо того чтобы считать овец, Кант многократно повторял: «Цицерон, Цицерон, Цицерон…» Именем знаменитого коллеги философ нагонял на себя сон. У него это легко получалось.