Жизнь врывается в книги
Книги писателей Российской Федерации, созданные в последние годы, пользуются заслуженной любовью народа. Правда жизни, став правдой искусства, воплотившись в художественно ярких произведениях, составляет гордость нашей социалистической культуры. Достаточно сказать, что в постоянный читательский обиход вошли такие глубокие по реалистическому проникновению в жизнь и изобразительной силе эпические творения, как вторая книга «Поднятой целины» М. Шолохова, «За далью – даль» А. Твардовского, новая редакция романа «Вор» Леонида Леонова, эпопея Константина Федина, автобиографические повести Константина Паустовского… В литературу вошло много новых имен писателей, чьи произведения сочетают правдивость и идейную глубину, показывают действительность в ее непрерывном развитии, во всем богатстве и сложности жизненных противоречий. Некоторые характерные явления литературы Российской Федерации нашли отражение в критических выступлениях на проведенных «Вопросами литературы» дискуссиях: «Черты литературы последних лет», «Проза 1964 года», «Поэзия 1964 года». Готовясь к своему Второму съезду, Союз писателей РСФСР посвятил пленарное заседание комиссии по критике итогам минувшего литературного года. Явления искусства трудно, а порой просто невозможно вместить в строго ограниченные календарные сроки. Поэтому вполне естественно, что разговор о художественных произведениях 1964 года вылился в размышления о творческой работе писателей между двумя съездами, о важнейших чертах современной литературы.
– Наша задача состоит не только в том, чтобы обсудить итоги 1964 года, – сказал, открывая заседание, Л. Якименко, – но прежде всего в том, чтобы проанализировать более широкие проблемы, связанные с движением нашей литературы и критики за годы между двумя писательскими съездами – годы, насыщенные важнейшими историческими событиями, Мне кажется, что один из важных моментов, определивший литературное движение последних лет, – углубление историзма, связанное с новым качеством художественного мышления.
Размышляя о том, что следует понимать под правдой истории, Л. Якименко напомнил о творческой истории шолоховского «Тихого Дона», о той борьбе, которую пришлось вести писателю за то, чтобы книга пришла к читателю такой, какой она была написана; историческая правда является одним из условий художественности, и без нее невозможно само существование художественного произведения. В письмах Шолохова к Горькому и Серафимовичу проводилась мысль о том, что писатель не имеет права уйти в область субъективных предположений, что писатель должен идти бесстрашно навстречу историческому потоку, в нем отыскивая закономерности исторического развития, в нем находя необходимую оценку действиям и поступкам своих героев.
Наиболее полно завоевания нашей литературы, по мнению оратора, сказались в освещении величественных и грандиозных событий Отечественной войны. В числе лучших книг о войне, постигающих закономерности истории, были названы «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» К- Симонова, повесть «Танки идут ромбом» А. Ананьева, «Альпийская баллада» В. Быкова.
Перед литературой стоит задача создания героя, который был бы вровень эпохе. Бесспорно, одна из самых интересных книг последних лет «Иду на грозу» Д. Гранина. Герои этого произведения несут в себе многие приметы нового времени. Активный и борющийся характер героя раскрыт в романе Ю. Трифонова «Утоление жажды».
Выступавший поддержал мысль, высказанную А. Овчаренко на страницах «Вопросов литературы», о том что, справедливо упрекая авторов «Матренина двора», «Вологодской свадьбы», «Вокруг да около» в одностороннем освещении действительности, иные критики приводят факты, не согласующиеся с тем, что рисуют А. Солженицын, А. Яшин, Ф. Абрамов. Но ведь от этого факты, определившие характер названных произведений, не перестают существовать, и задача критика далеко не сводится к тому, чтобы привести десятки контрфактов. Критика обязана установить подлинное место и значение фактов, взятых писателями в общем потоке нашей жизни.
Критика не всегда проявляет внимание к произведениям, появление которых является событием в литературе. Так, долгое время оставались незамеченными «Липяги» С. Крутилина – книга, утверждающая нравственную красоту простых людей. Правильно поступило издательство «Художественная литература», выпустив книгу С. Крутилина в массовом издании «Роман-газеты». В целом положительно оценивая роман С. Залыгина «На Иртыше», Л. Якименко сказал, что, по его мнению, в произведении есть и уход от исторической конкретности и многие места воспринимаются как размышление автора б современности, «материал книги подтянут из прошлого к настоящему».
Во время обсуждения отмечалось, что литературная критика подошла к осмыслению важнейших процессов, происходящих в литературе и действительности. У нас за последние годы появились интересные работы, которые глубоко анализируют важнейшие черты реализма, в том числе и социалистического реализма, жанровые формы, возможности, которыми обладает реализм для познания нашей современной действительности. Назывались работы Б. Бурсова, В. Перцова, Р. Самарина, Г. Поспелова, Т. Мотылевой, А. Макарова, Е. Книпович, С. Петрова, В. Дементьева, И. Гринберга… Наша критика, говорил Л. Якименко, работает в целом успешно, но еще не изжиты такие явления, как явное завышение оценок, восхваление художественно неполноценного, посредственного, серого. Еще появляются книги вроде «Тли» И. Шевцова, наносящие урон эстетическому воспитанию народа. Надо подумать об изучении читательских спросов и вкусов, о создании института читательского мнения.
Главной чертой современной литературы, отметил В. Сурганов, является ее исследовательский характер. Она все в большей степени становится инструментом воздействия на действительность. Можно проследить, как оттачивалось это качество. Важно отметить решительный поворот к современной тематике – проблема современности и образ героя наших дней стали основой движения художественной мысли. В числе лучших книг на современную тему называются «Большая руда» Г. Владимова, «Иду на грозу» Д. Гранина. Полемизируя с замечаниями Л. Якименко по поводу книги С. Залыгина «На Иртыше», В.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.