Ю. Б. Ясакова. «Готический» роман А. Радклиф
Отечественное литературоведение последних лет демонстрирует заметный рост интереса к истории европейского и американского готического романа, его рецепции в России, о чем, в частности, свидетельствует посмертная публикация «Готического романа в России» В. Э. Вацуро. О том же говорит и появление рецензируемой монографии. Главное ее достоинство видится в том, что практически не изучавшийся в России готический роман Радклиф представлен на широком фоне литературы и культуры Англии конца XVIII – начала XIX века. При этом достаточно конспективное изложение сведений о личной жизни писательницы органично сопряжено с рассказом о ее художественных поисках в различных жанрах, о многочисленных путешествиях по Западной Европе, средневековые замки и ландшафты которой послужили источником -«готического вдохновения» не только прозы, но и поэзии Радклиф. Убедителен и предложенный в этой части анализ связи творчества писательницы с искусством ее эпохи. Эстетика руин и красоты экзотических горных ландшафтов в романах Радклиф, придающие живописность и музыкальную выразительность ее прозе, стилистически соответствуют новейшим веяниям в искусстве и архитектуре. Вторая часть книги содержит анализ историко-литературной традиции, послужившей фоном для творчества Анны Радклиф. Ю. Исакова убедительно показывает зависимость нарративных стратегий исследуемого автора не только от английского просветительского романа Дефо, Филдинга и Ричардсона, но и от эстетики европейского классицизма, что, в частности, проявилось в незамысловатости сюжетов и некоторой прямолинейности противопоставления положительных и отрицательных персонажей в ее ранних произведениях. Однако самым важным во взаимодействии Радклиф с предшествующей традицией становится ее способность к переосмыслению и частичной «модернизации» первых образцов литературной готики и укоренение в английской литературе того типа готического романа, который предполагает не сверхъестественное, а вполне рациональное объяснение лежащей в основе сюжета тайны. Наибольшее внимание в рецензируемой монографии уделено эволюции жанра готического романа у Радклиф и особенностям его поэтики на раннем и зрелом этапах творчества писательницы. Очевидное однообразие используемой сюжетной схемы, типичность образа героязлодея, заметная подражательность ранней прозы позволяют Ю. Ясаковой достаточно лаконично обрисовать первый период литературных поисков своей героини, выделяя особо «Сицилийский роман» (1790), сыгравший, по ее убеждению, «ключевую роль в становлении творческого метода романистки» (с. 139). Здесь, правда, напрашивается неизбежный вопрос, может ли быть «ключевым» второй по счету роман, написанный всего через год после появления первого, но с учетом того, что романное творчество Радклиф занимает довольно небольшой промежуток времени, позицию автора все-таки можно принять, хотя и не безоговорочно. Особенности зрелой прозы писательницы рассматриваются на разных уровнях: это и специфика сюжетосложения, и особенности готического пространства и времени, и характер романных ландшафтов. Поэтика романов Радклиф этого периода представляет собой, как справедливо замечает исследовательница, достаточно сбалансированную систему, в которой схожесть и даже определенный схематизм сюжетов компенсируются усложненностью «усадебно-замкового» хронотопа с его загадочными зданиями и руинами, особой выразительностью пейзажей и ландшафтов и сплетающим фантастику и реальность воедино временем. В этом, очевидно, и заключается главный секрет мастерства той, кого Вальтер Скотт называл «королевой искусства возбуждать любопытство». Монография снабжена обширной библиографией по теме и большим количеством иллюстраций. Однако «слепая» печать, к сожалению, превращает то, что должно было стать несомненным достоинством книги, в ее недостаток. В отдельные моменты тексту не хватает редактора, участие которого устранило бы повторы и «общие места», простительные в квалификационной работе и лишние в монографии (к примеру, объяснение на странице 109 термина «поэтика» или неоднократные упоминания об анонимности первого романа). Тогда бы исследовательница смогла подробнее остановиться на сюжетах, так и не получивших развернутого комментария: это и проблема автобиографизма героинь Радклиф, и способы создания авторской маски в ее романе, влияние писательницы на английскую литературу последующих периодов, в частности, на «новеллы о призраках» или на современную «женскую» готику. В целом же Ю. Ясаковой написана серьезная и глубокая книга, несомненно способствующая масштабному исследованию поэтики европейского готического романа XVIII – XIX столетий.
Н. ЕРЕМКИНА, О. ОСЬМУХИНА
г. Саранск
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2008