№1, 1964/В шутку и всерьез

Все жанры хороши

Мой добрый знакомый, верой и правдой отслужив в литературоведении тридцать пять лет, добровольно вышел на пенсию. Однако ж дела и дни науки о литературе по-прежнему волнуют старого ветерана. Встретив его как-то в перерыве между шестым и седьмым заседаниями научного совета, призванного координировать, стимулировать, согласовывать, направлять и утрясать теоретические и историко-литературные исследования, я с удовлетворением узнал, что мой коллега успешно трудится над книгой, которую можно было бы назвать путеводителем по жанрам литературоведения.

С разрешения автора ниже публикуются избранные страницы будущего, труда.

1. АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

Коллективный труд, пожалуй, самый универсальный и современный жанр литературоведческих исследований. Его достоинства общепризнаны. Правда, находятся очернители, которые идут на поводу у одиночных честолюбивых авторов, уклоняющихся от участия в коллективных мероприятиях. С их точки зрения, главное в подлинно научном творчестве авторского коллектива – концептуальное единство, логически развиваемая мысль, строгость аргументации и последовательность выводов. Обнаружив в коллективных трудах несоотнесенность частей, стилистический разнобой, внутренние противоречия и т. п., они обрушиваются на такого рода ценные издания. Горе-критикам будто невдомек, что даже самой опытной редколлегии не всегда удается причесать тексты коллективного труда так, чтобы они были похожи. Первоочередная задача редколлегии – борьба с так называемым «индивидуальным почерком».

С другой стороны, кто сказал, что авторский коллектив – сборище бесплотных теней? Случается, что и после генеральной редактуры сами авторы почти безошибочно узнают написанные ими главы.

Коллективный труд – жанр сложный. Приходится считаться с объективными трудностями: нелегко бывает свести концы с концами, если двадцать шестая глава опровергает шестнадцатую, сорок второй раздел опрокидывает двадцать четвертый, а двадцать пятый пункт содержит полемические выпады против пятнадцатого. Но требовать от главного и тем более ответственного редактора жесткой согласованности всех частей столь же нелепо, как обязывать дирижера оркестра добиваться, чтобы все деревянные инструменты тянули одну ноту.

Важнейший этап работы над совместным исследованием – подготовка проспекта. Именно эта найответственнейшая фаза доставляет серьезным ученым наибольшее творческое удовлетворение. Труд может, в конце концов, и не состояться.

Цитировать

Уралов, Р. Все жанры хороши / Р. Уралов // Вопросы литературы. - 1964 - №1. - C. 231-232
Копировать