Вольтер и Руссо двести лет спустя
Внимание современных искусствоведов и литературоведов все более привлекают вопросы художественной специфики наследия Вольтера и Руссо, проблема жанрового новаторства их произведений, секрет неисчерпаемой жизненности их эстетических открытий.
Некоторые из аспектов этих актуальных для советского литературоведения проблем были рассмотрены на состоявшемся в прошлом году в ИМЛИ заседании, посвященном 200-летию со дня смерти Вольтера и Руссо.
Председатель конференции Ю. Виппер подчеркнул в своем вступительном слове, что интерес к произведениям Вольтера и Руссо за последние годы неуклонно растет. По числу переизданий сочинений Руссо и исследований, посвященных ему, этот писатель скоро сможет соперничать с Данте и Шекспиром. «Но и многие аспекты художественного наследия Вольтера (чаще всего те, которые навлекали на него гонения при жизни) полностью сохраняют свой боевой запал и по сей день, и сохранят его до тех пор, пока человечеству будет суждено вести непримиримую борьбу с фанатизмом, угнетением, суевериями; пока оно будет испытывать потребность в острой трезвости критицизма для развеивания всякого рода прекраснодушных иллюзий». Ю. Виппер обратил внимание в этой связи на расцвет в сегодняшней литературе такого характерного для Вольтера жанра, как философская повесть, на плодотворность вольтеровских традиций для современной драмы, философского романа, лирики и т. д.
Из обширного и многопланового наследия Вольтера наиболее уязвимым для времени оказался его театр. Однако, как показала Н. Жирмунская в докладе «Просветительские трагедии Вольтера. Проблема жанра», с точки зрения типологии трагедии театр Вольтера представляет собой важный этап в развитии европейской драматургии.
Известно, что, в целом оставаясь верным классической традиции и не приемля драматургической системы Шекспира, Вольтер тем не менее не без влияния шекспировского театра реформировал отдельные положения сценической поэтики:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.