№11, 1967

Важная часть партийного дела (Г. Димитров о литературе)

Цель исторического развития – сильный.

прекрасный человек: революция даст ему

силу, искусство – красоту.

(Рихард Вагнер)

Гёте говорил Эккерману, что классика дает человеку масштаб для оценки современных произведений искусства.

Обращаясь сегодня к наследию Георгия Димитрова, мы можем сказать, что мысли великого сына Болгарии по вопросам художественного творчества, специфики и назначения искусства, его глубокое уважение к таланту писателя помогают находить нам верный подход к такому сложному и тонкому делу, как литература и искусство.

В Болгарии недавно были опубликованы письма Г. Димитрова. В них не раз он касается литературы и искусства, высказывая при этом немало интересных мыслей. Найдены также и письма больших мастеров слова к Г. Димитрову. Все это помогает более широко осветить его эстетические взгляды.

«Речь, которую ты произнес на антифашистском вечере в Московском Доме литераторов, имеет для нас, революционных писателей, большое значение. Ты говорил в ней о вещах, которые представлялись нам не совсем ясными…

Особенно важной мне кажется задача, которую ты поставил перед нами, – воссоздание героических судеб революционного движения.

Героическая пролетарская борьба рождает такие образцовые (героические. – В. К.) судьбы, такие наглядные, героические сцены, такие возвышенно-героические чувства. И если литература не осмелится на такой опыт (изображение героических характеров. – В. К.), то очень легко станет книжной» 1.

Процитированные слова – отрывок из неопубликованного письма Иоганнеса Бехера Георгию Димитрову по поводу его речи перед советскими писателями в 1935 году. Это и два других письма Бехера, равно как и письма Вилли Бределя (также не опубликованное), – еще одно доказательство того, как внимательно прислушивались к суждению Г. Димитрова большие революционные писатели. Хорошо известна дружба Г. Димитрова с Максимом Горьким, Роменом Ролланом, Анри Барбюсом, Жан-Ришаром Блоком, Мартином Андерсеном-Нексе, Иоганнесом Бехером, Вилли Бределем.

В письмах к деятелям литературы Г. Димитров говорит о гражданской активности и ответственности художника за исторические судьбы народа и страны, он подчеркивает силу правдивого слова писателя, выступающего в защиту правого дела. В одном письме к Ромену Роллану он просит французского гуманиста защитить болгарских солдат-антифашистов, осужденных на смерть в 1935 году. «Статья или призыв, – пишет Г. Димитров, – опубликованные в ежедневной прессе, или даже маленькая брошюра, написанная Вами, без сомнения, будут иметь огромный резонанс. Бесспорно, брошюра, опубликованная в защиту Грамши, чрезвычайно много сделала для его освобождения. Смею надеяться, что все, сделанное Вами для болгарских солдат, непременно мобилизует мировое антифашистское общественное мнение на спасение их от виселицы, которая угрожает им каждый день» 2.

В другом письме Димитров не упускает случая – «присутствия нашего друга Тореза», – чтобы поблагодарить Роллана за его большие заслуги в борьбе против фашизма: «Ваш мощный и благородный голос, эхо которого прозвучало по всему миру, очень много сделал для моральной победы над фашизмом, а также помог в историческом процессе восстановления единства рабочего класса и основании антифашистского народного фронта». Автор письма не забывает напомнить большому художнику (письмо написано в 1937 году), что в Берлине, Риме и Токио организуется объединенный поход фашистских орд «против европейской демократии, и в основном против великой страны социализма», он снова призывает его сыграть «видную роль на фронте мира, свободы и социализма» 3. Находясь в Моабитсхой тюрьме, Г. Димитров интересуется здоровьем писателя, его творческими планами: «Буду очень рад, если получу от Вас несколько строк и узнаю о Вашем драгоценном здоровье и работе» 4.

Г. Димитров высоко ценил Анри Барбюса, видя в его судьбе яркий пример того, что настоящий талант не может «стоять в стороне от великой освободительной борьбы» народа. В приветствии по случаю 60-летия писателя, отмечая значение его романа «Огонь», он пишет: «Эта хорошая и боевая книга, как и другие произведения, последовавшие за ней, вызвала во мне восхищение большим и смелым писателем. А недавно мне представился случай узнать Вас как борца против всякого ханжества и неправды. Я имею в виду Вашу самоотверженную борьбу в защиту балканских народов, и в первую очередь моего болгарского города. Потом внимательно следил за Вашей работой и борьбой прошв империалистической войны и фашизма» 5.

«Мой добрый друг» – так Г. Димитров называет Жан-Ришара Блока. «Его кончина представляет огромную потерю для демократического французского народа и для всего прогрессивного человечества» 6 -этими словами откликнулся он на смерть писателя в 1947 году.

Дружеское внимание Г. Димитрова чувствовал не один Жан-Ришар Блок. Бехер и Бредель делились с Г. Димитровым своими художественными замыслами, просили его высказать мнение об их произведениях.

«Я приступил к работе в «Интернациональной литературе», – пишет Бехер, – и надеюсь, что к середине года – после перерыва – будем издаваться регулярно. Что касается моей собственной литературной работы, я хочу тебе сообщить, что, кроме стихотворений, написал пятиактную драму «Битва за Москву».

  1. Центральный партийный архив ЦК БКП. Все приводимые в дальнейшем цитаты из писем И. Бехера к Георгию Димитрову взяты из указанного источника.[]
  2. Г. Димитров, Писма, Изд. БКП, София, 1962, стр. 328.[]
  3. Г. Димитров, Писма, стр. 355.[]
  4. Г. Димитров, Съчинения, Изд. БКП, т. 9, София, 1953, стр. 92.[]
  5. Г. Димитров, Писма, стр. 278.[]
  6. Там же, стр. 470.[]

Цитировать

Кунчев, В. Важная часть партийного дела (Г. Димитров о литературе) / В. Кунчев // Вопросы литературы. - 1967 - №11. - C. 216-222
Копировать