№8, 1966/Коротко о книгах

Творчество Миколы Бажана

Евген Адельгейм, Микола Бажан, «Днiпро», Киïв, 1965, 185 стр.

Любители расставлять авторов по полкам не раз попадали в затруднение, встречаясь с творчеством Миколы Бажана. Они никак не могли решить, кто же он: поэт мысли или чувства, эпик или лирик, романтик или реалист? В 1926 году книгой «17 патруль» начался длинный и плодотворный путь одного из старейших поэтов Украины. И теперь, когда за плечами Бажана сорокалетний путь поэтического труда, перед глазами вдумчивого критика раскрывается панорама его неустанной деятельности, его неутомимых исканий, временных поражений и бесспорных побед. Таким критиком выступил Е. Адельгейм, написавший книгу о поэте. Это сделано с большим вкусом и с чувством подлинного историзма. Надо признаться, что, читая некоторые прежние работы о Бажане, находишь в них столько случайных и произвольных оценок, что порой становится неловко за их авторов.

Критики часто писали о книжных источниках поэзии Бажана, об условной и даже реакционной романтике его поэмы «Ночь Гофмана» (1928). Но Е. Адельгейм справедливо указывает, что молодой поэт, увлеченно изучавший сокровища мировой культуры и поэзии, вдохновлялся не только этими «вечными ценностями», но главным образом дыханием героических лет гражданской войны, бессмертными подвигами героев-арсенальцев. И не случайно начиная с первых стихов одной из основных задач Бажана стало проникновение во внутренний мир нового человека. Из самого понимания этой темы вытекали и глубокая интеллектуальность поэта, и его перекличка с историческим прошлым во имя познания настоящего и будущего. Е. Адельгейм подчеркивает масштабность поэтического кругозора Бажана: «Он свободно путешествует среди разных эпох и народов, черпая там нужные ему изобразительные средства. Средневековая готика и стройки первой пятилетки, барокко и вихри гражданской войны, ночные призраки Гофмана и прозрачность горийского утра, Куликово поле и Сталинградская битва, Киев и Москва, Одесса и Кутаиси, Лондон и Борислав, скалы Дувра и Италия… Живя широкими историческими, культурными, географическими ассоциациями, поэт не отрывается от современной и национальной основы украинской советской поэзии, не идет за материалом, а подчиняет его своим острым политическим замыслам».

Прослеживая весь путь поэта и убедительно показывая его эволюцию, его подчас трудные и противоречивые искания, раскрывая художественные особенности его стиля, критик опровергает установившийся миф о якобы холодной рационалистичности Бажана.

Бажан – художник крупных эпических полотен, и не раз критики сомневались в глубине лирического чувства поэта, приписывая ему эпическое бесстрастие. Е. Адельгейм вносит существенный корректив.

Цитировать

Дейч, А. Творчество Миколы Бажана / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1966 - №8. - C. 224-225
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке