№1, 1959/Обзоры и рецензии

Теодор Драйзер – писатель и публицист

Я. Н. Засурский, Теодор Драйзер, писатель и публицист, Изд. МГУ, 1957, 221 стр.

Выход книги Я. Засурского, первой советской монографии о Драйзере, отвечает насущным запросам советских читателей, которые знают и любят этого «гиганта американской литературы» (говоря словами Альберта Мальца).

Являясь в известной мере итогом того, что было сделано советскими литературоведами в изучении творчества Драйзера, книга привлекает и свежий материал (главным образом, очерки, статьи, репортажи, созданные писателем в ранний период творчества).

Начав журналистскую деятельность в 1892 году, Драйзер только за три года (с 1897 по 1900 год) опубликовал, как указывается в книге, свыше сорока статей и очерков. Весь этот богатейший, интересный материал почти совершенно не изучен. Попытка Засурского хотя бы частично рассмотреть его оказалась, с нашей точки зрения, весьма плодотворной. Автор книги справедливо приходит к выводу, что уже на этом раннем этапе складывается сочувственное отношение Драйзера к трудовому народу Америки, пробуждается его стремление видеть и изображать жизнь такой, «какова она есть», — то есть проглядывают те черты, которые в дальнейшем становятся ведущими и определяющими в творчестве писателя.

К этому же периоду относится и становление творческой манеры Драйзера-очеркиста, для которой характерно «сочетание боевой публицистичности с мастерски сделанными зарисовками с натуры» (стр. 42).

Анализ публицистики Драйзера вообще является одной из сильных сторон книги. В работе затронута и проблема влияния художественного творчества на публицистику писателя, вопрос о художественной выразительности его статей, очерков и выступлений. Особенный интерес в этом отношении представляет глава о «Трагической Америке», где автор справедливо останавливается на художественных особенностях этого замечательного произведения1.

Рассматривая публицистические произведения Драйзера, Я. Засурский указывает, что в них особенно часто встречаются «образы-зарисовки с натуры». Сопоставляя их с художественными произведениями писателя, он приходит к выводу о том, что именно эти «образы-зарисовки особенно ценны при анализе творчества писателя, ибо в них можно видеть эскиз, первые наброски произведения и проследить отбор и художественное осмысление материала для больших полотен» (стр. 179).

Книга разбита на главы, расположенные в хронологической последовательности развития творчества Драйзера, и каждая из них представляет собой очерк творчества писателя в определенный период его жизни. В то же время главы в большинстве своем проблемны, что подчеркнуто заглавием каждой из них, например: «В поисках положительного героя», «Драйзер-новеллист», «Драйзер смотрит на Америку» (книги публицистики), «Драйзер — антифашист и борец за мир» и др. Такое построение книги позволяет рассмотреть творчество Драйзера по основным, узловым проблемам, встающим при изучении его наследия, не нарушая при этом последовательности в анализе его эволюции.

В своей работе Я. Засурский в общем верно намечает тенденцию развития творчества писателя. Прослеживая этот процесс, автор показывает, как постепенно, преодолевая идеи буржуазного индивидуализма, биологизма, идеалистические теории Спенсера, Драйзер приходит к осознанию порочности самой капиталистической системы, ее враждебности народу и несовместимости ее с демократическими устремлениями трудящихся масс, приходит к выводу о том, что только коренное переустройство общества и именно социалистический строй могут избавить народ от тех каждодневных трагедий, которые несет простому труженику капитализм.

Вступление Драйзера в коммунистическую партию явилось как бы итогом всей его большой и трудной жизни, полной непрестанной борьбы и блестящих побед.

В книге Я.

  1. К сожалению, этот вопрос не получает достаточного раскрытия при анализе других публицистических произведений Драйзера. О книге «Америку стоит спасать» например, лишь сказано: «По сравнению с «Трагической Америкой» в книге «Америку стоит спасать» проявляется значительный рост художественного мастерства писателя» (стр. 184). В чем конкретно это выразилось, каковы были новые художественные приемы писателя — эти вопросы остаются нераскрытыми.[]

Цитировать

Румянцева, И. Теодор Драйзер – писатель и публицист / И. Румянцева // Вопросы литературы. - 1959 - №1. - C. 244-247
Копировать