№7, 1970/Зарубежная литература и искусство

Телеоткровения Маршала Маклюэна

С некоторых пор имя канадского социолога и историка культуры Маршалла Маклюэна приобрело на Западе необыкновенную известность. Его книгу «К пониманию средств коммуникации», впервые опубликованную в 1964 году, упоминают едва ли не всякий раз, когда обсуждаются проблемы «массовой культуры» – характернейшего порождения эпохи «народного капитализма». В десятках появившихся за последние годы в США и других странах критических исследований по вопросам социологии речь идет, ни много ни мало, о «революции», произведенной в мире новыми средствами коммуникации, и Маклюэн выступает пророком и главным идеологом этой «революции». В 1967 году в США был проведен специальный симпозиум, на котором обсуждались проблемы, затронутые в книгах, а также многочисленных статьях и интервью Маклюэна. Итогом этого симпозиума явился сборник, на страницах которого тридцать видных американских философов, социологов, искусствоведов высказываются о Маклюэне так, словно этот в недавнем прошлом рядовой преподаватель английской литературы в провинциальном канадском университете открыл новую эпоху в общественных науках1.

Впрочем, слава Маклюэна давно уже перешагнула скромные пределы академического мира. Сегодня Маклюэн знаменит на Западе, словно звезда джаза или чемпион по боксу. Западному миру не привыкать к сенсациям; и все-таки успех Маклюэна выглядит поистине головокружительным. Американская пресса преподносит Маклюэна в качестве героя-чудотворца, разгадавшего подлинные причины кризиса современного западного общества и предложившего гарантированное средство его исцеления. Изобретенная Маклюэном терминология столь прочно вошла в повседневный жаргон, что карикатурист «Нью-Йорк геральд трибюн» с полным на то основанием изобразил на своем рисунке кафе, над входом в которое красуется плакат: «Здесь говорят по-маклюэнски».

Маклюэн и впрямь напоминает чародея, явившегося как нельзя кстати и взмахом волшебной палочки разрешившего все проблемы, в которых безнадежно запуталось современное буржуазное общество. У этого человека всегда есть готовый и ясный ответ на самые наболевшие вопросы, которые уже много лет стоят перед капиталистическим миром. Этот ответ гласит: все те пороки социальной системы, которые сегодня выступают как свидетельство непреодолимого общественного кризиса в странах капитализма, в конечном счете представляют собой явления, благодетельные для капиталистического общества в целом и для каждого члена этого общества в отдельности. Усиление эксплуатации трудящихся, рост безработицы, гонка вооружений должны, согласно Маклюэну, внушать не тревогу, а оптимизм, поскольку и милитаризация жизни, и ограничения демократии, и все другие характерные для современного капитализма черты являются, по логике Маклюэна, предвестиями близящегося нового мира, в котором навсегда исчезнут какие бы то ни было проблемы социального характера.

«Что ты считаешь райским садом, я назову кромешным адом», – писал Блейк. Маклюэн действует по прямо противоположному принципу, объявляя райским садом кромешный ад, и его теории находят необыкновенно высокий спрос на рынке буржуазной пропаганды.

Иначе и не может быть, ибо философия Маклюэна на редкость удобна для того, чтобы оправдать любое преступление капитализма против человечества. Сегодня даже те американские идеологи, которые стоят на открыто реакционных позициях, не решаются назвать войну прогрессивным фактором общественного развития. Маклюэн составляет исключение. «Война, – пишет он в книге «К пониманию средств коммуникации», – всегда представляет собой не что иное, как ускорение процесса технологических изменений… милитаризм сам по себе является главной движущей силой технологического совершенствования и убыстренного развития отстающих районов мира» 2. Такова общая посылка. А вот и конкретный вывод применительно к Вьетнаму: «Смысл данной войны, как решительного средства прогресса и приближения к уровню Запада, состоит в том, что она дает Востоку возможность овладеть техникой современной индустриальной эпохи» 3.

Одним из самых тяжелых последствий научно-технического прогресса в мире капитализма является стремительный рост безработицы. Новые машины выбрасывали и продолжают выбрасывать на улицу тысячи рабочих; всем памятна, например, трагедия горняков Рура. Однако у Маклюэна и этот процесс вызывает самые оптимистические настроения. Чем больше людей остается без работы, тем ближе общество будущего, в котором вообще никому не придется работать. «Век электричества и находящихся в услужении людей механизмов, – читаем мы по этому поводу в книге «К пониманию средств коммуникации», – немедленно освобождает людей от порабощения механическим трудом и ремеслом, характерного для предшествовавшего этой эпохе машинного века… Перед нами возникает теперь новая проблема: как в условиях освобождения использовать скрытые в нас возможности, для того чтобы найти себе занятие и участвовать в жизни общества?» 4

Распространение в капиталистических странах «массовой культуры» привело к упадку настоящей культуры, к перепроизводству всевозможных культуртрегерских поделок, к инфляции культурных ценностей. Опасности, сопряженные с той «революцией» в области культуры, последствиями которой явились использование репродукций Рафаэля на обертках от мыла и адаптация Шекспира до уровня массового зрителя телевизионных передач, отмечались многими крупнейшими писателями и художниками западных стран. Но Маклюэн и здесь увидел райский сад. В своей книге он многократно повторяет, что эта «революция» знаменует собой высший расцвет мировой культуры, и особо выделяет роль телевидения, которое помогает достичь, наконец, «синтеза, иными словами, единого восприятия и единого воображения» и тем самым воплощает на практике «мечту, казавшуюся неосуществимой западным поэтам, художникам, всем деятелям искусства» 5.

Хорошо известно, что представляет собою западное, прежде всего американское, телевидение, – а именно его имеет в виду Маклюэн, развивая свои теории. Социологи в США не случайно возлагают на телевидение прямую ответственность за рост преступности, массовое распространение наркотиков, эпидемию грабежей и насилий, охватившую западные страны. Медицинскими обследованиями установлено, что телевидение непосредственно способствует уродливому духовному развитию молодежи, увеличению числа психических заболеваний, эротомании и гангстеризму. Давно перестав быть просто развлечением и превратившись в крупную область капиталистической индустрии, телевидение служит в западных странах основным проводником буржуазной идеологии, мещанских вкусов и пресловутого американского образа жизни.

Все это, конечно, для Маклюэна отнюдь не тайна. Однако, согласно проповедуемой им доктрине, содержание телевизионных программ не имеет ровным счетом никакого значения. Важно только то, что программа передается по телевидению, то есть при помощи нового средства коммуникации, появившегося уже после второй мировой войны. Все изменения в мире, произошедшие в послевоенное двадцатипятилетие, утверждает Маклюэн, явились логическим следствием массового распространения телевидения, поскольку – и здесь мы подходим к основному положению маклюэновской философии – движение истории определяется не борьбой и сменой общественных формаций, не социальными причинами, а появлением новых средств коммуникации: бумаги, затем печатного станка и, наконец, телевизионной трубки. Если верить Маклюэну, решительно безразлично, для каких целей использовалось каждое из этих средств коммуникации, в руках какого класса оно находилось и какой цели служило. «Средство коммуникации само по себе является содержанием коммуникации» – вот исходный пункт всех рассуждений Маклюэна. Если бумага и печатный станок еще до известной степени подчинялись потребностям общества, то телевидение – первое из электронных средств коммуникации – не только не зависит от общества, но само преобразует общество. Об этом у Маклюэна сказано прямо и недвусмысленно: «Изменения, вносимые использованием электричества и сопряженные с автоматизацией, не имеют ничего общего ни с одной идеологией и ни с одной программой общественного устройства» 6.

Ни появление бумаги, ни изобретение печатного станка, рассуждает Маклюэн, еще не могли обеспечить в мире такой общественной ситуации, при которой исключалась бы самая возможность социальных конфликтов, борьбы классов, войн и т.

  1. »McLuhan: Hot and Cool – A Critical Symposium», Englewood Cliffs, N. J. 1968. []
  2. Marshall McLuhan, Undertanding Media: The Extensions of Man, New American Library, N. Y. 1966, p. 101 – 102.[]
  3. »Authors Take Sides on Vietnam», N. Y. 1967, p. 49. []
  4. M. McLuhan, Understanding Media, p. 310.[]
  5. Ibidem, p. 274.[]
  6. M. McLuhan, Understanding Media, p. 305.[]

Цитировать

Аверьянов, В. Телеоткровения Маршала Маклюэна / В. Аверьянов // Вопросы литературы. - 1970 - №7. - C. 134-145
Копировать